Использование современных
образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в
процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Большое место в своей
педагогической практике занимают методы и формы организации, которые предоставляют
обучающимся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска
как в индивидуальной так и в совместной деятельности. Один из них – это
модельный метод. Реализую этот метод проведения деловых игр. Деловые игры
подводят учащихся к выводу о взаимосвязях изучаемых предметов и явлений,
развивают интерес и познавательную активность, воспитывают чувство долга, учат
самостоятельно мыслить, работать с дополнительной литературой, знакомят
учащихся с организаторской работой, с рабочими профессиями на данном химическом
предприятии.
Построенный таким образом личностно-ориентированный контроль, помогает
выявить ошибки и организовать работу по их устранению.
В последнее время можно часто слышать
вопросы: «А нужен ли вообще компьютер на уроках химии? Не вытеснят ли
компьютерные имитации реальный эксперимент из учебного процесса? В каких
случаях оправдано использование компьютерных программ на уроках химии?».
Считаю, что использование компьютера на
уроках оправдано, прежде
всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по
сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является
использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий. Следует отметить,
что под компьютерными моделями понимаю компьютерные программы, которые
позволяют имитировать химические явления, эксперименты.
Компьютерное
моделирование позволяет наглядно иллюстрировать химические эксперименты и
явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены
наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и
виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможность визуализации
упрощённой модели реального явления.
Работа
учащихся с компьютерными программами чрезвычайно полезна, так как они могут
ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования,
решать определенного рода задачи. Интерактивность открывает перед обучающимися
огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и
активными участниками экспериментов.
Процесс
компьютерного моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как
результат моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма
неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут
познакомиться с рядом химических явлений, изучить их на качественном уровне.
Разумеется,
компьютерная лаборатория не может заменить настоящую химическую лабораторию.
Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников
формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов - выбор
условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это превращает
выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого
мышления учащихся, повышает их интерес к химии.
В школе имеется
достаточное количество видеофильмов и DVD
дисков по биологии, а также значительное количество компьютерных программ по
биологии.
В кабинете
химии собрана и активно эксплуатируется медиатека по предмету: 27 различных видеофильма, большой
пакет кодограмм для графопроектора и 19 компьютерных
программ по химии. Выделю сетевые версии «Химия 8 класс» и «Химия 9 класс»
(Просвещение), 1С «Химия», «Уроки химии 8-9 класс» и «Уроки химии 10-11 класс»(Виртуальная школа Кирилла и Мефодия),
различные программы подготовки ЕГЭ по химии (различных лет выпуска и различных
версий), разноуровневые репетиторы по химии и др.
Особой популярностью у обучающихся пользуются «Виртуальная химическая
лаборатория 8 класс» и «Виртуальная химическая лаборатория 9 класс» (Новый
диск), которые содержат лаборатории по предмету, конструкторы молекул, задачи
различных типов и тесты. (Приложение №13)
Опыт
использования компьютерных моделей показывает, что после 15-20 минут работы с
моделью большинство школьников могут ответить на поставленные вопросы по
данному явлению. К тому же, такая самостоятельная исследовательская
деятельность настолько для них интересна и увлекательна, что вопросы
обеспечения дисциплины и внимания вообще не возникают.
Следует отметить, что при индивидуальной работе обучающиеся с большим
интересом «возятся» с предложенными моделями, пробуют их регулировки, проводят
эксперименты, но, чтобы интерес к работе не падал, необходимо заранее
подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью,
сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями
модели, т.е. перед уроком надо раздать
обучающимся индивидуальные задания в распечатанном виде.
Отмечу, что
задания проблемного, исследовательского и поискового характера существенно
повышают заинтересованность обучающихся в изучении
химии и являются дополнительным мотивирующим фактором. Можно сказать, что в
таких случаях использование компьютерных моделей наиболее оправдано. В тоже
время ознакомительные задания, простые компьютерные эксперименты,
экспериментальные и качественные задачи больше подойдут для слабых учащихся. В
то время как расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой подходят и
для слабых и для одаренных учащихся. В этом случае всё зависит от сложности
предлагаемых задач. А вот неоднозначные задачи, задачи с недостающими данными,
творческие, исследовательские и проблемные задания больше подходят для сильных
учащихся. Иногда, в режиме цейтнота, бывает разумно предложить ребятам ряд
заданий различной сложности и предложить им самостоятельно выбирать задания по
силам. Наиболее способным учащимся можно предлагать исследовательские задания,
то есть задания, в ходе выполнения которых им будет необходимо спланировать и
провести ряд компьютерных экспериментов, позволяющих подтвердить или
опровергнуть определённые закономерности. Самым сильным ученикам можно
предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности.
Считаю, что нельзя
синхронизовать работу детей, постоянно прерывая их и сообщая, какие действия им
следует предпринимать далее. Вряд ли можно назвать такую форму проведения урока
эффективной, так как одним из основных преимуществ использования компьютера в
обучении является дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Пусть
каждый ученик выполняет своё персональное задание, и в своём ритме. При этом не
так уж страшно, что одни ученики сделают больше, а другие меньше, важно лишь,
чтобы каждый учащийся работал в полную силу и получал от этого удовлетворение.
При разработке плана своего
урока учитываю, что длительность работы обучающихся за компьютерами не должна
превышать 30 минут. Стараемся обсудить каждой группой основные трудности и
обменяться мнениями о полученных результатах. Компьютерные уроки без указанной
концовки, как показывает опыт, менее эффективны.
Личностно-ориентированное
образование – это образование, эпицентром которого является человек, познающий
и творящий культуру путем диалогического общения, создающий произведения
индивидуального и коллективного творчества. Заботясь о развитии и поддержке
индивидуальности каждого ребенка, проводим уроки, используя метод проектов,
конференции семинары и другие формы.
Развитие познавательной деятельности в рамках
личностно-ориентированного образования
реализовываем в разных формах внеклассной работы. Ученические
научно-практические конференции – одна из самых массовых форм внеклассной
работы. Она способствует расширению и углублению знаний учащихся, подводит
итоги их самостоятельной, познавательной деятельности. При подготовке и
проведении конференций учащиеся приобретают умения работать с книгой,
пользоваться услугами современных информационных технологий (Интернет, школьной
медиотекой), учатся отбирать необходимые сведения,
анализировать их, обобщать результаты наблюдений и опытов, приобретают элементы
лекторской и организаторской работы. Темы таких конференций должны быть
актуальны и интересны. Например, «Химия и охрана природы», «Экология питания».
Проектное обучение -
это еще одна форма внеклассной работы. При работе над проектами еще шире
используются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы
данных, электронные таблицы, текстовые процессоры, ресурсы Сети и обслуживающие
их программы. Обычно тему проекта выбирают сами учащиеся. Так, например, учащиеся
9 класса с большим интересом работали над проектом
«Парниковый эффект». (Приложение №11)
Такая форма работы помогает общаться с детьми, выявить проблемы,
которые их интересуют, способствует тому, чтобы школьники могли использовать свои
знания по предмету в качестве средства общения, научились обоснованно выражать
свои суждения, аргументировать свой ответ.
Обобщение распространение
собственного педагогического опыта.
В течение последних
девяти лет возглавляю районное методическое объединение учителей химии и
биологии и оказываю большую помощь в совершенствовании профессионального
мастерства коллег и становления молодых учителей. Провожу ежегодно открытые
уроки по предмету, организую индивидуальную работу с учителями-совместителями, выступаю
с докладами и сообщениями на заседаниях методического объединения. Направляю
занятия семинаров на то, чтобы совершенствовать творчество учителей химии и
биологии района, помочь им осуществлять переход от школы памяти к школе
мышления и действий. Наряду с традиционными методиками помогаю коллегам
овладеть личностно-ориентированным обучением ребят, причем с учетом
психологических особенностей усвоения содержания учебного материала и
воздействием его на эмоциональную среду личности школьников. В
связи с новыми подходами в химическом образовании на заседаниях МО
рассматривались детально такие темы, как «Актуальные вопросы преподавания химии
в школе», «Подготовка выпускников основной и средней школы к сдаче ЕГЭ»,
«Технология организации адаптационно-развивающего общения в обучении химии и
биологии» и другие с привлечением учителей, прошедших курсы по данным вопросам
при ИПК и ПРО. Участники семинаров знакомятся с организационными,
методическими и методологическими проблемами новых учебных программ, обсуждают
новые учебники и программы, предварительно изученные руководителем МО и
творчески работающими учителями. Последние
два года работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход к обучению
химии и биологии».
Высокую оценку коллег получили уроки в 11
классе по теме «Аминокислоты» (приложение №9), в 8 классе «Периодический закон
и периодическая система химических элементов» (приложение №8), в 10 классе «Решение
расчетных задач на вывод молекулярных формул» (приложение №7). Видеозаписи этих
уроков демонстрировались учителям при проведении курсов при ИПК и ПРО в 2005 году.(Приложение №15)
На заседаниях МО пропагандируем не только
учебной деятельности, но и внеклассной работы. Опыт работы был обобщен на
районном и областном уровне.
Принимала участие в презентации передового
педагогического опыта, проводимого районным методическим кабинетом в 2004 году.
В региональном научно-педагогическом журнале
«Педагогический поиск» опубликована моя
статья «Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации
обучения». (Приложение №4)
На протяжении многих лет возглавляю
творческую группу по подготовке материалов для проведения контрольных срезов и
тестовых заданий в общеобразовательных учреждениях. Возглавляю жюри районных
олимпиад.
Повышение
квалификации и профессиональная
переподготовка.
С целью повышения квалификации каждые 5 лет я
посещаю квалификационные курсы при Курском ИПК и ПРО, а также посещаю
тематические курсы руководителей МО (приложение №1). Новые знания и опыт коллег
дает возможность для творческой работы, для поиска новых форм и приемов работы.
Применяю инновационные технологии, внедряю авторские разработки.
Опыт моей работы обобщался на муниципальном
уровне по теме: «Активизация познавательной деятельности
обучающихся на уроках химии» в 2004 году.
Регулярно даю открытые уроки на муниципальном
уровне. В связи с переходом на новые учебники по химии составила разработку
уроков по теме «Угеводороды» с прогнозируемыми
результатами, проверочными и контрольными работами разных уровней сложности под
руководством научного руководителя канд.пед.наук
Аксеновой Н.Ф.
В 2006 году прошла краткосрочное обучение в
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовке работников
образования по проблеме «Системные основания образовательной технологии» (приложение
№2).
Анализируя свою работу, результаты достижений
своих учеников, отзывы коллег, я решила, что продолжу работу по теме:
«Личностно - ориентированный подход к обучению химии и биологии». Буду совершенствовать эту работу, чтобы развивать у обучающихся
способность самостоятельно мыслить, научиться принимать решения и обрести
уверенность в своих силах.