вернуться

 

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

 

            Большое место в своей педагогической практике занимают методы и формы организации, которые предоставляют обучающимся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска как в индивидуальной так и в совместной деятельности. Один из них – это модельный метод. Реализую этот метод проведения деловых игр. Деловые игры подводят учащихся к выводу о взаимосвязях изучаемых предметов и явлений, развивают интерес и познавательную активность, воспитывают чувство долга, учат самостоятельно мыслить, работать с дополнительной литературой, знакомят учащихся с организаторской работой, с рабочими профессиями на данном химическом предприятии.

Построенный таким образом личностно-ориентированный контроль, помогает выявить ошибки и организовать работу по их устранению.

В последнее время можно часто слышать вопросы: «А нужен ли вообще компьютер на уроках химии? Не вытеснят ли компьютерные имитации реальный эксперимент из учебного процесса? В каких случаях оправдано использование компьютерных программ на уроках химии?».

Считаю, что использование компьютера на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий. Следует отметить, что под компьютерными моделями понимаю компьютерные программы, которые позволяют имитировать химические явления, эксперименты.

Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать химические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. 

Работа учащихся с компьютерными программами чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования, решать определенного рода задачи. Интерактивность открывает перед обучающимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.

Процесс компьютерного моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут познакомиться с рядом химических явлений, изучить их на качественном уровне.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую химическую лабораторию. Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов - выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к химии.

В школе имеется достаточное количество видеофильмов и DVD дисков по биологии, а также значительное количество компьютерных программ по биологии.

В кабинете химии собрана и активно эксплуатируется медиатека по предмету: 27 различных видеофильма, большой пакет кодограмм для графопроектора и 19 компьютерных программ по химии. Выделю сетевые версии «Химия 8 класс» и «Химия 9 класс» (Просвещение), 1С «Химия», «Уроки химии 8-9 класс» и «Уроки химии 10-11 класс»(Виртуальная школа Кирилла и Мефодия), различные программы подготовки ЕГЭ по химии (различных лет выпуска и различных версий), разноуровневые репетиторы по химии и др. Особой популярностью у обучающихся пользуются «Виртуальная химическая лаборатория 8 класс» и «Виртуальная химическая лаборатория 9 класс» (Новый диск), которые содержат лаборатории по предмету, конструкторы молекул, задачи различных типов и тесты. (Приложение №13)

Опыт использования компьютерных моделей показывает, что после 15-20 минут работы с моделью большинство школьников могут ответить на поставленные вопросы по данному явлению. К тому же, такая самостоятельная исследовательская деятельность настолько для них интересна и увлекательна, что вопросы обеспечения дисциплины и внимания вообще не возникают.

Следует отметить, что при индивидуальной работе обучающиеся с большим интересом «возятся» с предложенными моделями, пробуют их регулировки, проводят эксперименты, но, чтобы интерес к работе не падал, необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели, т.е. перед уроком надо  раздать обучающимся индивидуальные задания в распечатанном виде.

Отмечу, что задания проблемного, исследовательского и поискового характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении химии и являются дополнительным мотивирующим фактором. Можно сказать, что в таких случаях использование компьютерных моделей наиболее оправдано. В тоже время ознакомительные задания, простые компьютерные эксперименты, экспериментальные и качественные задачи больше подойдут для слабых учащихся. В то время как расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой подходят и для слабых и для одаренных учащихся. В этом случае всё зависит от сложности предлагаемых задач. А вот неоднозначные задачи, задачи с недостающими данными, творческие, исследовательские и проблемные задания больше подходят для сильных учащихся. Иногда, в режиме цейтнота, бывает разумно предложить ребятам ряд заданий различной сложности и предложить им самостоятельно выбирать задания по силам. Наиболее способным учащимся можно предлагать исследовательские задания, то есть задания, в ходе выполнения которых им будет необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, позволяющих подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым сильным ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности.

Считаю, что нельзя синхронизовать работу детей, постоянно прерывая их и сообщая, какие действия им следует предпринимать далее. Вряд ли можно назвать такую форму проведения урока эффективной, так как одним из основных преимуществ использования компьютера в обучении является дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Пусть каждый ученик выполняет своё персональное задание, и в своём ритме. При этом не так уж страшно, что одни ученики сделают больше, а другие меньше, важно лишь, чтобы каждый учащийся работал в полную силу и получал от этого удовлетворение.

При разработке плана своего урока учитываю, что длительность работы обучающихся за компьютерами не должна превышать 30 минут. Стараемся обсудить каждой группой основные трудности и обменяться мнениями о полученных результатах. Компьютерные уроки без указанной концовки, как показывает опыт, менее эффективны.

 

Личностно-ориентированное образование – это образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения, создающий произведения индивидуального и коллективного творчества. Заботясь о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка, проводим уроки, используя метод проектов, конференции семинары и другие формы.

Развитие познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного образования  реализовываем в разных формах внеклассной работы. Ученические научно-практические конференции – одна из самых массовых форм внеклассной работы. Она способствует расширению и углублению знаний учащихся, подводит итоги их самостоятельной, познавательной деятельности. При подготовке и проведении конференций учащиеся приобретают умения работать с книгой, пользоваться услугами современных информационных технологий (Интернет, школьной медиотекой), учатся отбирать необходимые сведения, анализировать их, обобщать результаты наблюдений и опытов, приобретают элементы лекторской и организаторской работы. Темы таких конференций должны быть актуальны и интересны. Например, «Химия и охрана природы», «Экология питания».

            Проектное обучение - это еще одна форма внеклассной работы. При работе над проектами еще шире используются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры, ресурсы Сети и обслуживающие их программы. Обычно тему проекта выбирают сами учащиеся. Так, например, учащиеся 9 класса с большим интересом работали над проектом «Парниковый эффект». (Приложение №11)

Такая форма работы помогает общаться с детьми, выявить проблемы, которые их интересуют, способствует тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения, научились обоснованно выражать свои суждения, аргументировать свой ответ.

 

Обобщение распространение собственного педагогического опыта.

 

            В течение последних девяти лет возглавляю районное методическое объединение учителей химии и биологии и оказываю большую помощь в совершенствовании профессионального мастерства коллег и становления молодых учителей. Провожу ежегодно открытые уроки по предмету, организую индивидуальную работу с учителями-совместителями, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях методического объединения. Направляю занятия семинаров на то, чтобы совершенствовать творчество учителей химии и биологии района, помочь им осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действий. Наряду с традиционными методиками помогаю коллегам овладеть личностно-ориентированным обучением ребят, причем с учетом психологических особенностей усвоения содержания учебного материала и воздействием его на эмоциональную среду личности школьников. В связи с новыми подходами в химическом образовании на заседаниях МО рассматривались детально такие темы, как «Актуальные вопросы преподавания химии в школе», «Подготовка выпускников основной и средней школы к сдаче ЕГЭ», «Технология организации адаптационно-развивающего общения в обучении химии и биологии» и другие с привлечением учителей, прошедших курсы по данным вопросам при ИПК и ПРО. Участники семинаров знакомятся с организационными, методическими и методологическими проблемами новых учебных программ, обсуждают новые учебники и программы, предварительно изученные руководителем МО и творчески работающими учителями. Последние два года работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход к обучению химии и биологии».

            Высокую оценку коллег получили уроки в 11 классе по теме «Аминокислоты» (приложение №9), в 8 классе «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (приложение №8), в 10 классе «Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул» (приложение №7). Видеозаписи этих уроков демонстрировались учителям при проведении курсов при ИПК и ПРО в 2005 году.(Приложение №15)

На заседаниях МО пропагандируем не только учебной деятельности, но и внеклассной работы. Опыт работы был обобщен на районном и областном уровне.

Принимала участие в презентации передового педагогического опыта, проводимого районным методическим кабинетом в 2004 году.

В региональном научно-педагогическом журнале «Педагогический поиск»  опубликована моя статья «Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения». (Приложение №4)

На протяжении многих лет возглавляю творческую группу по подготовке материалов для проведения контрольных срезов и тестовых заданий в общеобразовательных учреждениях. Возглавляю жюри районных олимпиад.

 

Повышение квалификации и профессиональная

переподготовка.

С целью повышения квалификации каждые 5 лет я посещаю квалификационные курсы при Курском ИПК и ПРО, а также посещаю тематические курсы руководителей МО (приложение №1). Новые знания и опыт коллег дает возможность для творческой работы, для поиска новых форм и приемов работы. Применяю инновационные технологии, внедряю авторские разработки.

Опыт моей работы обобщался на муниципальном уровне по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии» в 2004 году.

Регулярно даю открытые уроки на муниципальном уровне. В связи с переходом на новые учебники по химии составила разработку уроков по теме «Угеводороды» с прогнозируемыми результатами, проверочными и контрольными работами разных уровней сложности под руководством научного руководителя канд.пед.наук Аксеновой Н.Ф.

В 2006 году прошла краткосрочное обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовке работников образования по проблеме «Системные основания образовательной технологии» (приложение №2).

Анализируя свою работу, результаты достижений своих учеников, отзывы коллег, я решила, что продолжу работу по теме: «Личностно - ориентированный подход к обучению химии и биологии». Буду совершенствовать эту работу, чтобы развивать у обучающихся способность самостоятельно мыслить, научиться принимать решения и обрести уверенность в своих силах.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz