Походы и экскурсии по Курской области вернуться
Тема: «Россия православная»
Проект выполнен учителями: Пронская Э.Е. и Ольховикова Т.Н.
Цель экскурсий:
Способствовать воспитанию основ православной культуры у детей, установлению духовной творческой атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию благоразумных стремлений к добрым делам.
Задачи экскурсий:
1. Познакомиться с православными памятниками архитектуры
Дмитриевского района и Курской области.
2.
Поиск архивных и исторических документов, справок.
3.
Встречи с церковнослужителями по темам:
■
«Для чего строят храмы»
■
«Назначение храма»
■
«Разновидности храмов»
■
«Откуда взят образ храма»
■
«Древнее культовое зодчество на Руси»
■
«Внутренне устроение храма»
■
«Святыни - храмы православного мира»
4.
Учить детей наблюдать, восхищаться православными памятниками архитектуры, затронуть душевные
струны детей, укреплять связь поколений (встречи с местными жителями, участвовавшими в возрождении храмов).
5.
Воспитать у учащихся гордость за малую Родину и всю Россию.
Маршруты экскурсий:
Георгиевский храм с. Дерюгино (настоятель о. Василий)
Храм Марии Магдалины г. Дмитриев (настоятель о. Дмитрий, о. Илларион)
Крестовоздвиженский храм с. Рогозна
Храм Свято-Вознесенский с. Романовка (настоятель о. Андрей)
Храм Великомучеников Фрола и Лавра с. Осоцкое (настоятель о. Иоанн)
Коренная пустынь (музей и православный архитектурный комплекс)
Обзорная экскурсия г. Москва (Сорок сороков Московских храмов)
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в
ребенке ясного понимания вещей
окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской
натуры в сознательное стремление к идеалам
добра и правды и, наконец, постепенное
образование твердой и свободной воли
Н.И.Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая опасная опасность, подстерегающая наше общество сегодня, -не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируется внесупружеские, антиродительские, антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Все это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь Человека? «Лепить» личность или «не вмешиваться»? Что в воспитании поставить на первое место: умственное развитие, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое?
В настоящее время, как нам представляется, отечественная педагогика развивается в трех направлениях:
1.
формирование знаний, умений и навыков основная цель - умственное развитие
2.
введение в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования
3. обращение к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания.
Это направление видится мне наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, но развивать нужно это направление в комплексе с остальными, поэтому в 2003-2004 году в нашей школе был разработан план по основам православной культуры. Во главу угла была поставлена цель: « Воспитать подрастающее поколение на традиционных духовно- нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно - нравственного единства общества, снижения степени идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочения единства и дружбы народов Российской Федерации».
Задачи которые ставили перед собой директор школы Ольховиков А.В., заместитель директора по воспитательной работе Пронская Э.Е., классный руководитель 10 класса и руководитель факультатива «Основы православной культуры» в 5-11 классах Ольховикова Т.Н. и учитель начальных классов и руководитель факультатива «Основы православной культуры» в 1-4 классах Кондратюк Е.А.
отражали
содержание и формы работы по воспитанию духовно - нравственной личности.
Задачи:
1
Вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями отечества.
2
Подвести к пониманию того, что храмы строились в память о великих исторических событиях в знак благодарности
3
Дать знания об основании Г.Дмитриева, Дмитриевского района о главных его храмах.
4
Воспитывать духовно - нравственные чувства, раскрывая значение храма в
жизни человека как действия любви, добра, человечности, единения.
5 Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения в преддверии 60-летия Победы и т.д. В нашей работе в основу легли разные формы работы, особенно знакомство с историей храмов - как архитектурными памятниками православия, через экскурсию( пешеходную, автобусную, железнодорожную) За 1 год и 5 месяцев учащиеся 9-10 классов посетили: Георгиевский храм в Дерюгино (настоятель О.Василий) Храм Марии Магдалины г.Дмитриев (настоятель о.Дмитрий, о.Илларион) Крестовоздвиженский храм с.Рогозна
Храм Свято - Вознисенский с.Романовка(настоятель о. Андрей) Храм Великомучеников Фрола и Лавра с.Осоцкое (настоятель о Иоанн) Коренная пустынь (Музей и православный архитектурный комплекс), где получили благословление от митрополита Курского и Рыльского Ювеналия, что стало одной из самых ярких страниц нашей летописи.
Обзорная экскурсия в г.Курск, посещение Ильинской церкви, Знаменский собор, Сергиеао - Казанский кафедральный собор, где во время экскурсии встретились и получили благословление нашей деятельности с митрополитом новым Германом.
Посетили храм св. Николая Чудотворца в с.Михайловка (отец Михаил) Посетили храм в п.Конышевка, который строится силами жителей и бывшего депутата Четверикова
Храм Александра Невского (о.Николай) Все что увидели, все о чем говорили, что нас поразило - все это мы с детьми отразили в своих статьях, которые в течении двух лет печатаются в Дмитриевском вестнике и областной Отличной Газете.
Много интересного почерпнули при беседе и экскурсии Дмитриевского архива ( заведующая Лукошкина Л.Н.), которая рассказала о Дмитриевской земле, Курской области и помогла с документами о церквях Дмитриевского уезда 17 -18 века. Есть и документы, связанные со строительством церквей, а так же с закрытием.
При посещении музея им.Вангенгейма были найдены и предоставлены документы, фотографии исчезнувшего православного памятника Дмитриевской
земли собора Святого Великомученика Дмитрия Салунского, а так же отчет благочинного Дмитриевского округа священника Василия Бовсуновского. Отец Василий принимает самое активное участие в наших исторических исследованиях: Россия православная...(посвященных 250-летию Серафима Саровского).В школе ребята встречались с ним о.Василием и о.Дмитрием. Много интересного узнали из этих бесед и задавали вопросы, которые интересуют их, а воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Семья и школа нашли общий язык, так как все наши поездки финансируют родители, так же и поездки в г.Москву, где была обзорная дискуссия (Сорок сороков московских храмов).
Исходя из этого, мы полагаем, что духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Поэтому наши ребята пишут стихи на тему духовности, рисуют рисунки и плакаты: «Россия нравственная...», а это создает условия для воспитания целостной картины мира, формирует чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Во многих храмах нам дарят иконы.
Духовно-нравственное воспитание понимается нами как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к настоящему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.