Проект
Экологическое
исследование территории, расположенной вблизи школы
Ольховикова Татьяна Николаевна, 1956, dmitrievsk 549 @ mail.ru.(847150) 2-27-60
Пронская Эмма
Евгеньевна, 1961
МОУ «Крупецкая средняя общеобразовательная школа»
Дмитриевского района Курской области.
Координаторы проекта:
Пронская Э. Я. – учитель географии
Ольховикова Т. Н. –учитель химии и биологии
Кислотные
дожди,
Озоновые драмы…
Отдушины не жди –
Беда
гудит над нами.
Т.
Козак
Цели:
.
образовательные – формирование умений и
навыков работы с различными
источниками информации, ознакомление с методами охраны окружающей среды,
изучение химических реакций, лежащих в основе очистки,
газообразных выбросов, сточных и оборотных вод.
. воспитательные – воспитание у детей любви и бережного отношение к природе
. развивающие – умение
самостоятельно получать нужную информацию, аргументиро-
вать свою
точку зрения, приобрести навыки выступления перед различ-
ной
аудиторией.
Задачи: учить
видеть проблему, находить пути ее решения, действовать самостоятельно.
Выбранная нами тема актуальна. Экологические проблемы оказывают пагубное
влияние на здоровье человека. Роль предметов химии, биологии и географии
возрастает для формирования экологически грамотного поведения людей в различных
жизненных ситуациях. Исследовательские работы дают возможность без принуждения
развивать интерес к этим учебным дисциплинам. Каждый ученик должен понимать,
что он часть живой природы. Будущий гражданин не должен сидеть
сложа руки, а должен учиться быть другом природе.
Выбрали исследовательский тип проекта. В отряд
«Эколог» входят учащиеся 7, 8, 9 классов. Планируем работу в основном весной,
летом и осенью. Удачны занятия летом и осенью, т. к. на базе школы работает
лагерь дневного пребывания. Группы формируются по интересам и психологической
совместимости. Работают дети с удовольствием, т. к. видят практическое значение
этой работы.
Групп
образовалось четыре.
Задание I группы. Географическое положение с. Крупец,
составление карты местности.
Задание II группы. Исследование реки Крупка (Краткая
характеристика растительного и
животного мира реки, анализ качества и химический анализ воды, источники
загрязнения реки.)
Задание III группы.
Исследование почвы ( Состав почвы, химический анализ
почвы.)
Задание IV группы.
Характеристика растительности урочища «Липовец»(Площадь
урочища, доминирующая порода, кустарники и травы. Составить
список лекарственных растений, выяснить наличие редких и малочисленных видов)
Участники
проекта в тесном контакте работали со специалистами Дмитриевского лесхоза
Все экспедиции совершались в весеннее – летний период.
Осенью материал оформили и заслушали отчеты групп. Затем провели конференцию
перед школьниками. Учащимся начального и
среднего звена было предложено провести конкурс на лучший плакат по охране
природы. Фотографии лучших работ были отправлены в районную газету. Была
проведена фотовыставка «Живая Земля». Участники проекта выступили с сообщениями
перед учениками младших и средних
классов. Отчет по материалам исследовательского проекта был отправлен в
сельскую администрацию, т. к. берега реки Крупки были завалены бытовым мусором,
вода в реке мутная, в ней содержатся нитраты и ионы железа. Вследствие
этого значительно численность
и видовой состав рыбы сократилась. В воду из оврагов попадают гумус,
минеральные удобрения. На берегу реки
расположен гаражный кооператив. Владельцы гаражей бросают пустые ёмкости от
масла, тасола и др. средств.
От крупного рогатого скота, который пасется по берегу реки, в воду
попадает навозная жижа. На состояние здоровья человека оказывает химический
состав воды. Например, повышенное содержание железа вызывает болезнь Кашино –
Бека, дерматозы и экземы – продукты дистилляции нефти, пластмассы и др.
Сильное
антропогенное воздействие сказалось и на
растительность урочища «Липовец». Бытовой мусор, костры, большое число
пешеходных троп и автомобильных дорог. Кроме этого было отмечено, что местное
население в течение лета косят траву. В
центре массива много срубленных деревьев. Так участники проекта
определили причины сокращения растительности урочища «Липовец».
Проведенные мероприятия способствуют формированию
личности ребенка, его активной жизненной позиции, экологической нравственности.
Учащиеся получили определённые знания по мониторингу окружающей среды. При
проведении исследовательской работы обучающиеся
совершенствовали общеучебные умения и навыки.