Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения.       вернуться

 

 

Мастерство учителя приобретает особое значение в условиях обострившихся социальных проблем. Еще недавно основной проблемой школы была необходимость учить тех, кто не хочет учиться
, а теперь приходится учить тех, кто не только не хочет, но и не может. Растет количество детей, имеющих отклонения от психической и физической нормы. На сегодняшний день мы имеем страшную перегрузку детей – до 40 часов в неделю. Вводятся новые предметы, спецкурсы, сложные учебники. Никто не считает сколько может усвоить ученик. Результат – более 80% больных школьников, низкая успеваемость у большинства из них, снижение интереса к знаниям.

- Как научить всех?

Этот вопрос волнует всех творчески работающих учителей. На уроках необходимо создавать условия для проявления самостоятельности обучающихся, поддерживать их стремление к самовыражению. Творческие и посильные задания всегда вызывают интерес у детей. Интерес возбуждается и подкрепляется материалом новым, заставляющим удивляться. Развитию познавательного интереса способствует активизация познавательной деятельности. Активизация процесса обучения достигается применением различных форм самостоятельной работы. В соответствии с современными требованиями к обучению необходимо чаще предоставлять обучающимся возможность самостоятельно работать с книгой на уроках. Умения работать с книгой важны для пополнения знаний путем самообразования и для последующей трудовой деятельности. Это могут быть следующие задания: составить план (изучение углерода и его соединений), составить схему-конспект (генетическая связь неорганических веществ), заполнить таблицу (распределить следующие вещества на электролиты и неэлектролиты).

Результативность урока определяется тем, чему научились все дети и каждый в отдельности. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода не теряет актуальности проблема индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся в процессе их обучения. Чаще всего для решения этой проблемы предлагаются задания посильные для детей, а с другой стороны – эти задания должны вызывать у них познавательный интерес и желания самостоятельно решить их.

На уроках при изучении химических кислот ученикам предлагается сочинить сказку, рассказ-небылицу с химическим содержанием. Все дети с нетерпением ждут, когда будут зачитаны их сочинения. Вот, например, рассказ-небылица, который составила одна из учениц.

Рассказ-небылица «Кремниевая кислота»

Жила-была Кремниевая кислота. У нее было много сестер, всех их звали Кислоты, и у каждой было прозвище: Серная, Азотная, Соляная, Фосфорная и другие. Но Кремниевая кислота особенно хорошо дружила с Угольной, так как была самой младшей, и остальные, более сильные кислоты, ее обижали. Однажды Кремниевая кислота увидела Лакмус и подошла к нему, чтобы познакомиться, но тот почему-то посинел. Позже она узнала, что если кислота встречается с индикатором, то он меняет цвет. Только ее сестра Серная кислота не обладала таким свойством, чем она и гордилась. Но и Кремниевая кислота имела свои черты характера – она, единственная из сестер, умела растворяться в воде и образовывать самые прочные соли, которые называли Карбонатами. Кремниевая кислота стала очень известной, благодаря еще одному свойству: при нагревании она разлагалась на Воду и Оксид  кремния (IY), чего другие кислоты не умели.

Задание: В этом рассказе нужно найти и исправить допущенные ошибки. Если это задание дается слабому ученику, то можно указать и число ошибок.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся можно использовать и другие приемы. Например, при изучении основных классов неорганический соединений используются ранее написанные стихотворения или учитель предлагает учащимся самим написать новые стихотворения.

Так на уроке «Основные классы неорганических соединений» ставим цель -  повторить и обобщить свойства основных классов неорганических соединений.

После обсуждения вопроса – в чем особенность строения простых и сложных веществ – обучающиеся представляют классы неорганических соединений.

Мистер Оксид

Я прозываюся Оксид, я кислород привык носить,

Я в гости к вам явился на урок.

Прошу запомнить всех детей:

Я состою из двух частей,

И часть вторая – это кислород.

На первом месте у меня, прошу запомнить и понять,

Стоять сумет элемент любой:

Лишь на валентность посмотри,

И нужный индекс подбери –

Вот формула оксида пред тобой

Эх Оу

 

Миледи Кислота

А я Кислота из склянки,

Жидкость кислая на вкус.

Все на свете сжечь пытаюсь

И окислять я все стремлюсь.

В целом мире не одна я,

Химики Кислоты знают,

Воду в них переливают.

А не то тебе – «салют»!

Если воду льешь в кислоты

Сам себе готовишь зло ты,

И молитву отходную

По душе твоей споют!

 

Барон Гидроксид

А у меня есть два названия:

Я гидроксид и основание.

Имею очень важный вид,

Ведь впереди метел стоит,

И позади стоит «О - аш»

Встречайте, нынче гость я ваш!

 

Маркиза де Соль

День добрый, день добрый!

Пройти чуть вперед мне позволь.

Пришла к вам на встречу сегодня

Маркиза де Соль.

Барон Гидроксид одолжил мне в состав мой металл

Кислотный остаток дала Кислота.

 

         Затем переходим  к обсуждению свойств этих соединений и проведению опытов, иллюстрирующих предполагаемые свойства.

         Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что обучающиеся удерживают в памяти:

80% того, что основано на личном опыте,

90% того, что проговаривают в то время, как делают,

95% того, чему они обучают сами.

Помня об этом, можно способствовать становлению развитой личности, готовой к любым неожиданностям. Подростки, пытаясь занять значимое место в обществе, стремятся выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому активизируем интимно-личностное и стихийно-групповое обучение, реализующееся через группу от 2 до 7 человек. Следует отметить, что дети, работающие совместно, лучше выполняют задания, в группах каждый участник может самореализоваться.

Коллективный способ обучения используется в разных формах: парной, групповой, коллективной. Каждый ученик выступает то в роли учителя, то в роли ученика. Для этого можно изготовить карточки, разные по цвету, или менять карточки с четными номерами на нечетные.

Пример групповой работы на уроке химии в 8 классе при изучении темы «Степени окисления».

Цель работы: научить определять по изменению степени окисления окислитель и восстановитель.

1       группа. Определить степени окисления элементов в соединениях и указать окислитель и восстановитель.

H2S, HNO2, H2SO4, NH3   

2       группа. По изменению степени окисления элемента определите в схемах, какие процессы произошли (окисление или восстановление), над стрелкой укажите число электронов.

S+4   ________________________    S+6

N-3  ________________________   N0

 

         Задание: проверьте друг у друга ответы и оцените работу.

         Нередко, с целью обучения и контроля за усвоением определенного материала, предлагаются детям игры «Крестики-нолики», «Химическое лото» и т.д.

 

«Химическое лото»

         Обучающиеся получают от ассистентов: карточки-задания, набор карточек с цифрами от 1 до 14, химическое поле (таблица с изображением химических элементов).

Карточка-задание

         Укажите химический элемент:

1.     Порядковый номер элемента равен 13

2.     Заряд ядра атома +20

3.     Относительная атомная масса 52

4.     Общее число электронов в атоме 15

5.     В ядре атома 21 протон

6.     Элемент 2 периода 5 группы

7.     Элемент 3 периода 6 группы

8.     S-элемент 4 периода

9.     Элемент 4 периода 5 группы побочной подгруппы

10.                       Элемент 2 группы, в его атоме 2 энергетических уровня

11.                       Элемент 2 периода, в его атоме 7 валентных электронов

12.                       Сумма всех протонов и нейтронов 24

13.                       Сумма масс протонов и нейтронов 48

14.                       Из оставшихся элементов главных подгрупп выберите саамы активный металл

Вариант химического поля

Be

B

C

Mg

Al

Si

Ca

Sc

Ti

 

         Развитие познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного образования может реализоваться в разных формах внеклассной работы. Ученические научно-практические конференции – одна из самых массовых форм внеклассной работы. Она способствует расширению и углублению знаний учащихся, подводит итоги их самостоятельной, познавательной деятельности. При подготовке и проведении конференций учащиеся приобретают умения работать с книгой, пользоваться услугами современных информационных технологий (Интернет, школьной медиотекой), учатся отбирать необходимые сведения, анализировать их, обобщать результаты наблюдений и опытов, приобретают элементы лекторской и организаторской работы. Темы таких конференций должны быть актуальны и интересны. Например, «Химия и охрана природы», «Экология питания».

         Проектное обучение - это еще одна форма внеклассной работы. При работе над проектами еще шире используются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры, ресурсы Сети и обслуживающие их программы. Обычно тему проекта выбирают сами учащиеся. Так, например, учащиеся 9 класса с большим интересом работали над проектом «Парниковый эффект».

Исполнители проекта

Роль в команде

Учитель химии

Координатор проекта

1 группа

Сбор информации по теме: «Глобальное потепление»

1.     Таяние ледников

2.     Общее потепление

3.     Влияние парникового эффекта на растительный и животный мир

2 группа

Сбор информации по теме: «Атмосфера Земли сама борется с глобальным потеплением»

1.     Вентиляционные свойства атмосферы

2.     Не совсем обычные взгляды на проблему глобального потепления

3 группа

Сбор информации по теме: «Полемика вокруг проблемы парникового эффекта»

4 группа

1. Решение задач

2. Создать установку по использованию солнечного света по принципу парникового эффекта

Подготовка к защите проекта

 

         Развитию познавательной деятельности способствуют занятия в химическом кружке, подготовка и проведение химических вечеров. Такая форма деятельности повышает интерес к изучению химии, способствует расширению знаний по предмету.

         Любую форму работы на уроке можно охарактеризовать как развивающую познавательную деятельность, если она позволяет управлять процессом учения, стимулирует и активизирует учебную деятельность.

 

 

 

 

        

    

 

Hosted by uCoz