Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации
обучения.
Мастерство учителя
приобретает особое значение в условиях обострившихся социальных проблем. Еще
недавно основной проблемой школы была необходимость учить тех, кто не хочет
учиться
, а теперь приходится учить тех, кто не только не хочет, но и не может. Растет
количество детей, имеющих отклонения от психической и физической нормы. На
сегодняшний день мы имеем страшную перегрузку детей – до 40 часов в неделю.
Вводятся новые предметы, спецкурсы, сложные учебники. Никто не считает сколько может усвоить ученик. Результат – более 80%
больных школьников, низкая успеваемость у большинства из них, снижение интереса
к знаниям.
- Как научить всех?
Этот вопрос волнует всех
творчески работающих учителей. На уроках необходимо создавать условия для
проявления самостоятельности обучающихся, поддерживать их стремление к
самовыражению. Творческие и посильные задания всегда вызывают интерес у детей.
Интерес возбуждается и подкрепляется материалом новым, заставляющим удивляться.
Развитию познавательного интереса способствует активизация познавательной
деятельности. Активизация процесса обучения достигается применением различных
форм самостоятельной работы. В соответствии с современными требованиями к
обучению необходимо чаще предоставлять обучающимся
возможность самостоятельно работать с книгой на уроках. Умения работать с
книгой важны для пополнения знаний путем самообразования и для последующей
трудовой деятельности. Это могут быть следующие задания: составить план
(изучение углерода и его соединений), составить схему-конспект (генетическая
связь неорганических веществ), заполнить таблицу (распределить следующие
вещества на электролиты и неэлектролиты).
Результативность урока
определяется тем, чему научились все дети и каждый в отдельности. Поэтому в
рамках личностно-ориентированного подхода не теряет актуальности проблема
индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся
в процессе их обучения. Чаще всего для решения этой проблемы предлагаются
задания посильные для детей, а с другой стороны – эти задания должны вызывать у
них познавательный интерес и желания самостоятельно решить их.
На уроках при изучении
химических кислот ученикам предлагается сочинить сказку, рассказ-небылицу с химическим
содержанием. Все дети с нетерпением ждут, когда будут зачитаны их сочинения.
Вот, например, рассказ-небылица, который составила одна из учениц.
Рассказ-небылица
«Кремниевая кислота»
Жила-была Кремниевая
кислота. У нее было много сестер, всех их звали Кислоты, и у каждой было
прозвище: Серная, Азотная, Соляная, Фосфорная и другие. Но Кремниевая кислота
особенно хорошо дружила с Угольной, так как была самой младшей, и остальные,
более сильные кислоты, ее обижали. Однажды Кремниевая кислота увидела Лакмус и
подошла к нему, чтобы познакомиться, но тот почему-то посинел. Позже она
узнала, что если кислота встречается с индикатором, то он меняет цвет. Только
ее сестра Серная кислота не обладала таким свойством, чем она и гордилась. Но и
Кремниевая кислота имела свои черты характера – она, единственная из сестер,
умела растворяться в воде и образовывать самые прочные соли, которые называли
Карбонатами. Кремниевая кислота стала очень известной, благодаря еще одному
свойству: при нагревании она разлагалась на Воду и Оксид кремния (IY), чего другие кислоты не умели.
Задание: В этом рассказе
нужно найти и исправить допущенные ошибки. Если это задание дается слабому
ученику, то можно указать и число ошибок.
Для активизации
познавательной деятельности обучающихся можно
использовать и другие приемы. Например, при изучении основных классов
неорганический соединений используются ранее написанные стихотворения или
учитель предлагает учащимся самим написать новые стихотворения.
Так на уроке «Основные
классы неорганических соединений» ставим цель -
повторить и обобщить свойства основных классов неорганических
соединений.
После обсуждения вопроса
– в чем особенность строения простых и сложных веществ – обучающиеся
представляют классы неорганических соединений.
Мистер Оксид
Я прозываюся Оксид, я кислород привык носить,
Я в гости к
вам явился на урок.
Прошу
запомнить всех детей:
Я состою из
двух частей,
И часть
вторая – это кислород.
На первом
месте у меня, прошу запомнить и понять,
Стоять сумет
элемент любой:
Лишь на валентность
посмотри,
И нужный
индекс подбери –
Вот формула
оксида пред тобой
Эх Оу
Миледи Кислота
А я Кислота
из склянки,
Жидкость
кислая на вкус.
Все на свете
сжечь пытаюсь
И окислять я
все стремлюсь.
В целом мире
не одна я,
Химики
Кислоты знают,
Воду в них
переливают.
А не то тебе
– «салют»!
Если воду
льешь в кислоты
Сам себе
готовишь зло ты,
И молитву
отходную
По душе твоей
споют!
Барон Гидроксид
А у меня есть
два названия:
Я гидроксид и основание.
Имею очень
важный вид,
Ведь впереди
метел стоит,
И позади стоит «О - аш»
Встречайте,
нынче гость я ваш!
Маркиза де Соль
День добрый,
день добрый!
Пройти чуть
вперед мне позволь.
Пришла к вам на встречу сегодня
Маркиза де
Соль.
Барон Гидроксид одолжил мне в состав мой металл
Кислотный
остаток дала Кислота.
Затем
переходим к обсуждению свойств этих
соединений и проведению опытов, иллюстрирующих предполагаемые свойства.
Погружение
в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать,
пробовать и ошибаться. Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что
обучающиеся удерживают в памяти:
80% того, что основано на
личном опыте,
90% того, что
проговаривают в то время, как делают,
95% того, чему они
обучают сами.
Помня об этом, можно
способствовать становлению развитой личности, готовой к любым неожиданностям.
Подростки, пытаясь занять значимое место в обществе, стремятся выйти за рамки
ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя,
самоутвердиться. Поэтому активизируем интимно-личностное и стихийно-групповое
обучение, реализующееся через группу от 2 до 7 человек. Следует отметить, что
дети, работающие совместно, лучше выполняют задания, в группах каждый участник
может самореализоваться.
Коллективный способ
обучения используется в разных формах: парной, групповой, коллективной. Каждый
ученик выступает то в роли учителя, то в роли ученика. Для этого можно
изготовить карточки, разные по цвету, или менять карточки с четными номерами на нечетные.
Пример групповой работы
на уроке химии в 8 классе при изучении темы «Степени окисления».
Цель работы: научить
определять по изменению степени окисления окислитель и восстановитель.
1
группа. Определить степени окисления
элементов в соединениях и указать окислитель и восстановитель.
H2S,
HNO2, H2SO4, NH3
2
группа. По изменению степени
окисления элемента определите в схемах, какие процессы произошли (окисление или
восстановление), над стрелкой укажите число электронов.
S+4 ________________________ S+6
N-3 ________________________ N0
Задание:
проверьте друг у друга ответы и оцените работу.
Нередко,
с целью обучения и контроля за усвоением определенного
материала, предлагаются детям игры «Крестики-нолики», «Химическое лото» и т.д.
«Химическое лото»
Обучающиеся
получают от ассистентов: карточки-задания, набор карточек с цифрами от 1 до 14,
химическое поле (таблица с изображением химических элементов).
Карточка-задание
Укажите
химический элемент:
1.
Порядковый номер элемента равен 13
2.
Заряд ядра атома +20
3.
Относительная атомная масса 52
4.
Общее число электронов в атоме 15
5.
В ядре атома 21 протон
6.
Элемент 2 периода 5 группы
7.
Элемент 3 периода 6 группы
8.
S-элемент 4 периода
9.
Элемент 4 периода 5 группы побочной
подгруппы
10.
Элемент
2 группы, в его атоме 2 энергетических уровня
11.
Элемент
2 периода, в его атоме 7 валентных электронов
12.
Сумма
всех протонов и нейтронов 24
13.
Сумма
масс протонов и нейтронов 48
14.
Из
оставшихся элементов главных подгрупп выберите саамы активный металл
Вариант химического поля
Be |
B |
C |
Mg |
Al |
Si |
Ca |
Sc |
Ti |
Развитие познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного
образования может реализоваться в разных формах внеклассной работы. Ученические
научно-практические конференции – одна из самых массовых форм внеклассной
работы. Она способствует расширению и углублению знаний учащихся, подводит
итоги их самостоятельной, познавательной деятельности. При подготовке и
проведении конференций учащиеся приобретают умения работать с книгой,
пользоваться услугами современных информационных технологий (Интернет, школьной
медиотекой), учатся отбирать необходимые сведения,
анализировать их, обобщать результаты наблюдений и опытов, приобретают элементы
лекторской и организаторской работы. Темы таких конференций должны быть
актуальны и интересны. Например, «Химия и охрана природы», «Экология питания».
Проектное
обучение - это еще одна форма внеклассной работы. При работе над проектами еще
шире используются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы,
базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры, ресурсы Сети и
обслуживающие их программы. Обычно тему проекта выбирают сами учащиеся. Так,
например, учащиеся 9 класса с большим интересом работали над проектом
«Парниковый эффект».
Исполнители проекта |
Роль в команде |
Учитель химии |
Координатор проекта |
1 группа |
Сбор информации по теме:
«Глобальное потепление» 1.
Таяние ледников 2.
Общее потепление 3.
Влияние парникового эффекта на
растительный и животный мир |
2 группа |
Сбор информации по теме: «Атмосфера
Земли сама борется с глобальным потеплением» 1.
Вентиляционные свойства атмосферы 2.
Не совсем обычные взгляды на проблему
глобального потепления |
3 группа |
Сбор информации по теме: «Полемика
вокруг проблемы парникового эффекта» |
4 группа |
1. Решение задач 2. Создать установку по
использованию солнечного света по принципу парникового эффекта |
Подготовка к защите проекта |
Развитию
познавательной деятельности способствуют занятия в химическом кружке,
подготовка и проведение химических вечеров. Такая форма деятельности повышает
интерес к изучению химии, способствует расширению знаний по предмету.
Любую
форму работы на уроке можно охарактеризовать как развивающую познавательную
деятельность, если она позволяет управлять процессом учения, стимулирует и
активизирует учебную деятельность.