Урок – проект 8 класс.
«Теория электролитической диссоциации.
Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.
Генетическая связь.»
Самоанализ урока
Урок проходил в 8 классе при изучении курса неорганической химии. Изучаемый раздел « Электролитическая диссоциация. Основные классы неорганических соединений в свете
ТЭД.»
К моменту проведения урока учащиеся владеют
первичными знаниями о кислотах,
основаниях, солях. Умеют составлять
ионные уравнения, характеризующие химические свойства веществ этих классов.
Учащиеся владеют некоторыми приемами обращения с лабораторным оборудованием и
химическими реактивами.
Характеристика класса.
В классе 23 учащихся, 10 из них имеют хорошие и
отличные оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер
учебной деятельности учащихся 8 класса показывает:
1) достаточный уровень любознательности учащихся к
предметам математического цикла, химии, биологии и др.;
2) достаточно сформированными являются навыки
мыслительной деятельности;
3) на достаточно высоком уровне у учащихся развито
умение работать с учебниками и дополнительной литературой.
Исследование самооценки школьников «Умение учиться»
показало, что большинство учащихся 8 класса испытывают интерес к учебе в связи
с желанием получения знаний, их привлекает общение со сверстниками и учителями.
У школьников этого класса развиты такие общеучебные
умения, как вести конспект, готовить реферат, кратко излагать текст, творчески
решать не сложные практические задания. 20% учащихся владеют умением определять
наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и
коллективному выполнению учебной задачи.
Психологические исследования показали, что большинство
учащихся класса всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на
объяснении учителя, не отвлекаются на уроке, ошибок по невнимательности
практически не делает.
Исследования ведущих учебных мотивов показывает, что
наиболее предпочтительными являются:
- мотивы общения – 100%;
- познавательные мотивы – 70 %;
- социальные мотивы – 80%.
Сочетание этих мотивов оптимально для формирования
мотивации учебной деятельности по всем предметам.
Высокий уровень интереса к урокам химии проявляет 48%
учащихся, средний уровень – 49%.
Полное эмоциональное восприятие предмета проявляет 90%
учащихся.
Полное эмоциональное принятие педагога – 95%.
Изучение общей тревожности в школе показало, что дети
чувствуют себя в коллективе учителей и учащихся комфортно, спокойно,
благоприятно действует на учащихся теплая атмосфера взаимоотношений в школе.
Профилактика переутомления, снятия психических
напряжений и кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует познавательную
деятельность учащихся.
Цели урока:
1. Образовательная: обобщить, закрепить и
совершенствовать знания учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации.
Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.»
2. Познавательная: определить
глубину, прочность, осознанность полученных знаний, умение их применять,
сравнивать, обобщать, логически мыслить, находить в единичном общее.
3. Воспитательная: показать
значение растворов электролитов в природе и в жизни человека.
Методы: словесный,
наглядные, частично-поисковые, практические.
Форма проведения урока: урок – семинар.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, общеклассная,
парная.
Средства: таблицы
«Электролитическая диссоциация веществ», «Электрохимический ряд напряжения
металлов».
Тип урока: учебное
занятие по проверке оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ,
оценка-коррекция-рефлексия.
Активность учащихся на протяжении всего урока была
достаточно высокая. Учителю удалось добиться произвольного и после
произвольного внимания учащихся, смена форм деятельности и переключение внимания
позволили более полно реализовать поставленные задачи. Данная форма проведения
урока оказалась приемлемой для учащихся данной возрастной группы.
Тема: « Теория
электролитической диссоциации. Основные классы
неорганических соединений в
свете ТЭД.»
Цели
урока:
1.
Образовательная: обобщить, закрепить и
совершенствовать знания учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации.
Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД.»
2.
Познавательная: определить глубину,
прочность, осознанность полученных знаний, умение их применять, сравнивать,
обобщать, логически мыслить, находить в единичном общее.
3.
Воспитательная: продолжить воспитывать чувство коллективизма,
взаимопомощи и бережное отношение к учебному оборудованию.
Методы: словесный, наглядные,
частично-поисковые, практические.
Форма проведения урока: урок-семинар.
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная, общеклассная, парная.
Средства: таблицы «Электролитическая диссоциация веществ», «Электрохимический
ряд напряжения металлов.»
Тип урока: учебное занятие по проверке оценки и коррекции знаний
и способов деятельности. Мотивация – самостоятельное выполнение заданий - самоконтроль-контроль-анализ,
оценка – коррекция - рефлексия.
Хронокарта
урока
I.
Организационный
момент – 1 мин.
II.
Мотивация занятия
– 3 мин.
III.
Проведение
семинара
1).
Обучающая часть семинара – 35 мин.
IV. Подведение
итогов работы – 1мин.
Организационный момент
Готовность к
уроку (маркеры, бумага, тетрадь).
Мотивация
урока
Тема
урока «ТЭД. Основные классы
неорганических соединений в свете ТЭД.
Сегодняшний урок – это защита нашего проекта (темы),
над которым мы работали несколько уроков. Проведем его в форме урока –
семинара. Это завершающий урок по теме и наша задача обобщить и
совершенствовать полученные знания, установить насколько хорошо вы владеете
теоретическим материалом и как вы применяете его на практике. Над проектом
(темой) вы работали и индивидуально и группами. Сегодня работаем также. Мы
продолжаем учиться работать коллективно. Не забывайте, что от активности каждого
члена группы зависит успех защиты. Знаешь
сам, расскажи товарищу.
Проведение семинара
Из каждой группы к доске идут ученики – практики и
получают задания, которые выполняют письменно. А со всем классом проводится
фронтальная беседа.
Теоретические вопросы к
семинару по теме «Теория электролитической диссоциации. Основные классы
неорганических соединений в свете ТЭД.»
1.
Какие основные
классы неорганических соединений вам известны?
2.
Что называется
кислотами?
3.
Что называется
основаниями в свете ТЭД?
4.
Что называется
солями в свете ТЭД?
5.
Что называется
электролитами?
6.
Какой вид
химической связи в веществах электролитов?
7.
Что называется
электролитической диссоциацией?
8.
Перечислить
основные положения ТЭД?
9.
Что называется
степенью электролитической диссоциации?
10.
Какие химические свойства характерны для
кислот?
11.
Какие химические свойства характерны для
оснований?
12.
Какие химические свойства характерны для
солей?
13.
Что называется генетической связью?
14.
Что отражает генетический ряд металла?
15.
Что отражает генетический ряд неметалла?
16.
Чем обусловлены общие свойства всех
растворимых кислот и оснований?
Индивидуальные
задания (от каждой группы приглашается по одному обучающемуся).
Карточка №1.
На какие ионы при растворении в воде
распадаются вещества, формулы которых приведены ниже?
Составьте уравнения реакций диссоциации этих
веществ. Назовите сложные ионы.
MgCl2 , Cа(ОH)2 , NаHCO3 , Fe(OH)Cl , H2 S
Карточка
№2.
На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых
приведены ниже? Составьте уравнения реакций диссоциации этих веществ. Назовите
сложные ионы.
Al2(SO4)3, KHCO3, HNO3, NаOH, Mg(OH)Cl
Карточка №3.
На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых
приведены ниже?
Составьте уравнения реакций
диссоциации этих веществ. Назовите сложные ионы.
Cа(OH)NO3,
H2 SO4, K3PO4 NаHS, Bа(OH)2.
Карточка №4.
На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых
приведены ниже? Составьте уравнения реакций диссоциации этих веществ. Назовите
сложные ионы.
H3PO4,
BаCl2, Cа(OH)Cl, AgNO3, KOH.
В это время проводим «мозговую
атаку».
Задание «Мозговая атака».
1.
Азотная кислота образует кислые соли (нет, дальше
аргументация…)
2.
Из раствора хлорида меди металлический натрий
вытесняет медь (нет, т.к. натрий вступает в реакцию с водой).
3.
Больному с пониженной кислотностью желудочного сока
выписывают раствор соляной кислоты (да).
4.
Натрий регулирует работу сердечно-сосудистой
системы (нет, ион натрия).
5.
Электролиты проводят электрический ток (нет, их
растворы или расплавы).
6.
Закисление почвы - это
увеличение концентрации ионов водорода, что приводит к
потере плодородия почвы (да).
7.
Серебро реагирует с соляной кислотой при нагревании
(нет).
8.
Ион водорода изменяет окраску индикатора (да).
9.
Железо вытесняет медь из сульфата меди (нет, из
раствора сульфата меди).
10.
Соли в водных растворах могут образовывать гидроксид ионы (да,
основные соли).
11.
Средние соли диссоциируют
ступенчато (нет).
12.
Мылкость на ощупь щелочам придают гидроксид ионы (да).
Обучающиеся отдают свои карточки для проверки в свою группу. В это время
для проведение химического
эксперимента один ученик от группы проходит
в лабораторию и выполняет задания по карточкам.
Карточка №1
Используя реактивы на столе, получите нерастворимое в
воде основание Cu(OH)2.
Испытайте полученное вещество раствором кислоты. (HCl)
Карточка №2
Практически осуществите схему превращения. На каком
основании можно утверждать, что вещества, выбранные вами, будут реагировать
друг с другом?
Nа 2 СO3 NаCl АgCl
Карточка №3
Докажите
качественный состав серной кислоты.
Карточка №4
В двух пробирках находятся растворы следующих веществ:
гидроксида натрия и бромид натрия. Опытным путем
определите, в какой пробирке находится какое вещество.
После взаимопроверки каждая группа получает задания на
листах. По окончании работы листы вывешиваются для общеклассного
контроля.
Карточка №1
Запишите уравнение химических реакций в молекулярном и ионном виде соответственно
схеме
СuSO4 Cu(OH)2 CuCl2
Карточка №2
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде соответственно
схеме
Na2CO3 NaCl AgCl
Карточка№3
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде
взаимодействия серной кислоты с хлоридом бария
Карточка№4
1) Запишите уравнение диссоциации гидроксида
натрия.
2) Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном
виде взаимодействия бромида натрия с нитратом серебра.
Проверяем работу экспериментаторов.
Следующее
задание также выполняется на листах всей группой.
Генетическая
связь между классами неорганических веществ.
Выберите из
каждого ряда названия веществ, которые подходят по смыслу к первому, второму,
третьему и четвертому слову первого ряда.
Даны четыре
ряда названий веществ:
1-й ряд: сера, литий, углерод, кальций.
2-й ряд: оксид кальция, оксид лития, оксид серы(VI),оксид углерода.
3-й ряд: гидроксид лития,
серная кислота, гидроксид кальция, угольная кис-
лота.
4-й ряд: карбонат натрия, сульфат бария, фосфат
кальция, хлорид лития.
Итог урока: сегодня мы успешно защитили проект, т. е.
обобщили знания по теме – «ТЭД», повторили основные вопросы темы, тем самым
подготовились к контрольной работе.
Д/З: Проанализировать
свои знания по теме; подготовиться к контрольной
работе.