вернуться

Тема:  Аминокислоты.

Цель: 1). Изучить строение и свойства аминокислот.

           2). Указать их исключительное значение, т из них построены молекулы белков, играющих важную роль в жизненных процессах.

           3). Продолжить формировать понятие  «рациональное питание».

Оборудование:  штатив с пробирками, спиртовка, спички, химический стакан с водой, медная проволока, держатель, формальдегид, спирт этиловый, аммиачный раствор оксида серебра.

На столах учащихся: аминоуксусная кислота, химический стакан с водой, пробирки, метилоранжевый.

 

                                      Ход  урока.

I.                   Начальная организация (1мин).

II.                Проверка знаний учащихся (10мин).

         А   Тестовый контроль по теме «Кислородсодержащие органические вещества» по вариантам.

Тестовая работа по органической химии.

I вариант.

 

1.     С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать уксусная кислота

  а)  C2 H6   и  HCl                                 в) C3 H8   и  NH3

  б)  C2 H5 OH  и Cl2                               г)  NаOH   и  C2 H5Cl

2. При кипячении уксусного альдегида с гидроксидом меди (II) выпадает осадок.

     а) голубой                    б) красный                         в) васильковый

3. При взаимодействии спирта  и карбоновой кислоты образуется:

     а) соль                      б) простой эфир               в) сложный эфир

4. Жиры образуются при взаимодействии

     а)  соли и неорганической кислоты

     б)  кислоты и основания

     в)  глицерина и карбоновой кислоты.

5.  Этилацетат можно получить при взаимодействии:

     а) C2 H5 OH  и  H2 SO4                              в) C2 H5 OH  и  CH3COOH

     б) CH3COOH  и CH3 OH                       г)  C2 H5 OH  и  C2 H5 OH

6.  Реакция Кучерова – это реакция получения

     а)  метана                                  в) уксусного альдегида

     б) ацетилена                              г) анилина

7.  Водный  раствор аминов  в присутствии  фенолфталеина имеет окраску

      а) малиновую                            в) синюю

      б) желтую                                  г) красную

8.  Вещества  X и  Y   в схеме  превращений

                    180             +HCl

     С2 H5 OH --------     X--------      Y

                    H2 SO4 

      а)  X- этилен ,                Y- хлорэтан

      б)  X- этилен,                 Y  -дихлорэтан

      в) X- диэтиловый эфир,             Y- хлоруксусная кислота

       г) X- уксусный альдегид           Y- этанол

 

II вариант.

1.   Распознать глицерин, ацетальдегид можно с помощью:

а) Cи(OH)2                   б) Аg2 O                   в) Nа OH

2.  Самую высокую степень диссоциации имеет вещество, формула которого:

                   а) CH3  - COOH      б) CH2 - COOH        в) CH2  - COOH

                                                     |                               |

                                                      Cl                           F

3.  Формулы веществ X и  Y  в схеме превращений

         +X                    O     +Y                O

C2 H2 ----  CH3 CHO ---- A ----  CH3 – C

                                                                O – CH3

  а) X – X2  O;    Y – CH3  OH              в) X – H2 O;    Y – C2 H5 OH

  б) X - XCHO; Y – CH3 OH               г) X – HCHO;  Y – C2 H5 OH

4.  Этанол реагирует с обоими веществами:

   а) метанолом и этиленом

   б) кислородом и уксусной кислотой

   в)  гидроксидом меди (II) и кислородом

   г)  формальдегидом и кислородом

5.  Сложный эфир можно получить при взаимодействии:

   а) С2 Н5 OH  с  C2 H5 OH                        в)  CH2  =  CH2  с  HCl

  б)   CH3 COOH  с  Na2 CO3                    г)   CH3 COOH  с  C2 H5 OH

6.   Этилат натрия получается при взаимодействии:

    а) CH3 OH  с  Na                                  в)   C2 H5 OH   c  Na

    б) CH3 OH   с  Na2 CO3                           г)  C2 H5 OH   с  Na2 CO3

7.   Реакция  Н. Н. Зинина – это получение

    а) анилина                               в) ацетилена

    б) бензола                                   г) этанола

8.  Амины – это вещества, которые проявляют свойства:

    а) кислотные                             в) кислотные и основные

   б)  основные                               г) нейтральные

 

 

         Б.  Решить задачу на определение формулы вещества.

                                      Задача

        При полном сгорании 3,9г.  углеводорода получили  13,2г.  углекислого газа  и 2,7г. воды. Плотность паров вещества равна 3,482г/л.  Выведите молекулярную формулу углеводорода.

 

         В.  Два ученика выполняют экспериментальные задания.

 

В 1.                      Лабораторный опыт

                   Окисление спирта в альдегид.

Задание.  Осуществить превращение этилового спирта в ацетальдегид.

                   Составьте уравнение реакции.

 

В 2.                      Лабораторный опыт

           Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II).

  Задание.  Проведите реакцию глицерина с гидроксидом меди (II).

                   Что вы наблюдаете?

 

 

 III.      Переход к изучению новой темы (1мин).

       

 Из курса общей биологии вы уже слышали об этих веществах. Знаете, что из аминокислот строятся белки. А это основа жизни. На сегодняшнем уроке нам нужно выяснить строение и свойства этих веществ. На основе этих знаний отметим их уникальную особенность.

 

Девиз  урока:  Наиболее рациональный прием изучения нового есть перенос

знаний ранее изученного (известного) на новый изучаемый        объект (на неизвестное).

 

IV.            Изучение новой темы  (24 – 25мин)

                                    - COOH

1.   Даю определение              

                                    - NH2

     Посмотрите на таблицу «Аминокислоты».

Какое вы можете дать определение аминокислотам?

2.     Физические свойства:

а) бесцветные кристаллы

б) хорошо растворимые в воде

в) имеют сладкий вкус

   3.  Получение

        а) гидролиз белков

        б) микробиологический

        в) заменяют атом водорода в углеводородном радикале карбоновой кислоты, а затем атом галогена меняем на группу –NH2

      CH3 – COOH + Cl2      CH2   - COOH  + HCl                  

                                            |

                                           Cl

      CH2  - COOH + NH3       CH2 – COOH + HCl

         |                                       |

       Cl                                NH2

 

 

4.   Изомерия.  Номенклатура.     4          3                             2     1

  а)  Строение углеродной цепи  CH3  -  CH2  -  CH  - COOH                    

                                                                                |

    2 - аминобутановая  кислота                               NH2

          CH3                                                                                                                     

            |                     2 амино – 2 метил – пропановая кислота                                                                                                CH3   -- C-- COOH

  |

NH2

       б) Положение – NH2

       в)  Что именно  определяет химические свойства?

(функциональная группа – это группа атомов обуславливающая химические свойства.)

- COOH- свойства характерны для кислот

-  NH2  -  свойства оснований

      г)  Как называются вещества, обладающие двойственными свойствами?

                                                                           ( амфотерные ).

   Учитель.  Кислотные или основные свойства мы устанавливаем при помо - 

                   щи индикатора.

       Испытайте раствор аминоуксусной кислоты фенолфталеином?

       Какой вывод можете сделать?

       Фенолфталеин окраску не меняет      в растворе нет ионов H  и  ионов OH

   Учитель.  Аминокислоты в растворах существуют в виде цвиттер – ионов         

                   (биполярных).

     CH2   - COOH    CH  -  COO             Происходит внутренняя нейтрализация.

        |                        |

      NH2                H- N: H

                                 |

                                  H

NH2  CH2  – COOH + NaOH      NH2  - COONa + H2O

H2 N – CH2  - COOH + NaOH   [NH3  - CH2  COOH] Cl

NH2  - CH2  - COOH + HO  C2 H5      NH2  - CH2 – COO – C2 H5  + H2O

                        0         H                   0                 

                      //            |                  //

NH2 – CH2 – C   + H – N – CH2  - C

                      \                                \

                      OH                            OH

                          0    H                     

                          ||     |                              

     NH2  - CH2  - C – N – CH2  - COOH + H2O  дипептид

                      \                                 \

                         OH                            OH

   0    H

   ||     |

- C – N – пептадная связь

Группа – NH2  может располагаться у любого углеродного атома по отношению к карбоксильной группе. Применяют и тривиальную номенклатуру.

 (         и т.д.),  и заместительную.

                             Тривиальная

 - CCCCCOOH

   5         4         3         2       1

                                  Заместительная

Номенклатура

CH3CH - COOH                         2- аминопропановая кислота (  - аминопро-                        

  |                                              пионовая кислота).

NH2

 

CH3  - CHCH2  - COOH             3- аминобутановая кислота (  - аминомас-

  |                                               ляная кислота).

NH2

 

CH3CHCH2CH2COOH         4- аминопентановая кислота ( - аминова-

  |                                              лериановая кислота).

NH2

 

Полипептиды имеют очень большое значение для биологических процессов живых организмов.

 Ученым, например, доказано, что пентидные системы играют важную роль в работе мозга. В мозгу уже открыты так называемые пептиды сна, памяти, страха. Эти исследования дадут новые возможности направленного и  разумного воздействия на мозг, в том числе и для лечения многих психических заболеваний.

1.     Значение аминокислот

         Сообщение ученика                                 (3мин)

 

V.Закрепление нового материала

    1. Строение и свойства каких веществ изучали на уроке?

    2. Какие вещества называются аминокислотами?

    3. Какими свойствами и почему обладают аминокислоты?

    4. Почему присутствие аминокислот в организме обязательно?

    5. Почему возможно соединение аминокислот друг с другом?

    6. Решить задачу.

         Определить молекулярную формулу аминокислоты, массовые доли

углерода, водорода, кислорода и азота в которой составляют 32; 6,66; 42,67%  и 18,67%  соответственно.

  Напишите структурную формулу этой аминокислоты и назовите ее.

 

VI.Д/З.   43  №11.

 

Hosted by uCoz