Тема: Аминокислоты.
Цель: 1).
Изучить строение и свойства аминокислот.
2). Указать их исключительное
значение, т.к из них построены молекулы белков,
играющих важную роль в жизненных процессах.
3). Продолжить формировать
понятие «рациональное питание».
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички,
химический стакан с водой, медная проволока, держатель, формальдегид, спирт
этиловый, аммиачный раствор оксида серебра.
На столах учащихся:
аминоуксусная кислота, химический стакан с водой, пробирки, метилоранжевый.
Ход
урока.
I.
Начальная
организация (1мин).
II.
Проверка знаний
учащихся (10мин).
А
Тестовый контроль по теме «Кислородсодержащие органические вещества» по
вариантам.
Тестовая работа по органической химии.
I вариант.
1.
С какими из
перечисленных веществ будет взаимодействовать уксусная кислота
а) C2 H6 и HCl в) C3 H8 и NH3
б) C2 H5 OH и Cl2 г) NаOH и C2 H5Cl
2.
При кипячении уксусного альдегида с гидроксидом меди (II) выпадает осадок.
а) голубой б) красный в) васильковый
3.
При взаимодействии спирта и карбоновой
кислоты образуется:
а) соль б) простой эфир в) сложный эфир
4.
Жиры образуются при взаимодействии
а)
соли и неорганической кислоты
б)
кислоты и основания
в)
глицерина и карбоновой кислоты.
5. Этилацетат можно получить при взаимодействии:
а) C2 H5 OH и H2 SO4 в) C2 H5 OH и CH3 – COOH
б) CH3 – COOH и CH3 OH
г) C2 H5 OH и C2 H5 OH
6. Реакция Кучерова – это реакция получения
а)
метана
в) уксусного альдегида
б) ацетилена г) анилина
7. Водный
раствор аминов в присутствии фенолфталеина имеет окраску
а) малиновую в) синюю
б) желтую г) красную
8. Вещества X и Y в схеме
превращений
180 +HCl
С2 H5 OH -------- X-------- Y
H2 SO4
а) X- этилен
, Y- хлорэтан
б)
X- этилен, Y -дихлорэтан
в) X- диэтиловый эфир, Y-
хлоруксусная кислота
г) X- уксусный альдегид Y- этанол
II вариант.
1. Распознать глицерин, ацетальдегид можно с
помощью:
а)
Cи(OH)2 б) Аg2 O
в) Nа OH
2. Самую высокую степень диссоциации имеет
вещество, формула которого:
а) CH3 - COOH б) CH2 - COOH в) CH2
- COOH
| |
Cl F
3. Формулы веществ X и Y в схеме
превращений
+X O +Y O
C2 H2
---- CH3
CHO ---- A ---- CH3 – C
O – CH3
а) X – X2 O; Y
– CH3 OH в) X – H2 O; Y – C2
H5 OH
б) X - XCHO; Y – CH3
OH г) X – HCHO; Y –
C2 H5 OH
4. Этанол реагирует с обоими
веществами:
а) метанолом и этиленом
б) кислородом и уксусной
кислотой
в) гидроксидом меди (II) и кислородом
г) формальдегидом и кислородом
5. Сложный эфир можно получить
при взаимодействии:
а) С2
Н5 OH с C2 H5 OH в) CH2 = CH2 с HCl
б) CH3 COOH с Na2 CO3 г) CH3
COOH с C2 H5 OH
6. Этилат натрия получается при
взаимодействии:
а) CH3 OH с Na в) C2 H5 OH c Na
б) CH3 OH с Na2 CO3 г) C2 H5 OH с Na2 CO3
7. Реакция Н. Н. Зинина – это получение
а) анилина в) ацетилена
б) бензола г) этанола
8. Амины – это вещества, которые
проявляют свойства:
а) кислотные в) кислотные и основные
б) основные г) нейтральные
Б. Решить задачу на определение формулы вещества.
Задача
При полном сгорании 3,9г. углеводорода получили 13,2г.
углекислого газа и 2,7г. воды.
Плотность паров вещества равна 3,482г/л.
Выведите молекулярную формулу углеводорода.
В.
Два ученика выполняют экспериментальные задания.
В 1. Лабораторный опыт
Окисление спирта в альдегид.
Задание. Осуществить превращение этилового спирта в
ацетальдегид.
Составьте уравнение реакции.
В 2. Лабораторный опыт
Взаимодействие
глицерина с гидроксидом меди(II).
Задание.
Проведите реакцию глицерина с гидроксидом меди (II).
Что вы наблюдаете?
III.
Переход к изучению новой темы (1мин).
Из курса общей биологии вы уже слышали об этих
веществах. Знаете, что из аминокислот строятся белки. А это основа жизни. На
сегодняшнем уроке нам нужно выяснить строение и свойства этих веществ. На
основе этих знаний отметим их уникальную особенность.
Девиз урока: Наиболее рациональный прием изучения нового
есть перенос
знаний ранее изученного (известного) на
новый изучаемый объект (на
неизвестное).
IV.
Изучение новой
темы (24 – 25мин)
- COOH
1. Даю определение
- NH2
Посмотрите на таблицу «Аминокислоты».
Какое
вы можете дать определение аминокислотам?
2.
Физические
свойства:
а)
бесцветные кристаллы
б) хорошо растворимые в воде
в)
имеют сладкий вкус
3.
Получение
а) гидролиз белков
б) микробиологический
в) заменяют атом водорода в
углеводородном радикале карбоновой кислоты, а затем атом галогена меняем на
группу –NH2
CH3 – COOH + Cl2 CH2 - COOH + HCl
|
Cl
CH2 - COOH + NH3 CH2
– COOH + HCl
| |
Cl NH2
4.
Изомерия. Номенклатура. 4 3 2 1
а)
Строение углеродной цепи CH3 - CH2 - CH - COOH
|
2 - аминобутановая кислота NH2
CH3
| 2 амино – 2 метил –
пропановая кислота
CH3 -- C-- COOH
|
NH2
б) Положение – NH2
в)
Что именно определяет химические
свойства?
(функциональная группа – это
группа атомов обуславливающая химические свойства.)
- COOH- свойства характерны для кислот
- NH2 - свойства оснований
г) Как
называются вещества, обладающие двойственными свойствами?
(
амфотерные ).
Учитель. Кислотные или основные свойства мы
устанавливаем при помо -
щи индикатора.
Испытайте раствор аминоуксусной кислоты
фенолфталеином?
Какой вывод можете сделать?
Фенолфталеин окраску не меняет в растворе нет
ионов H и ионов OH
Учитель. Аминокислоты в растворах существуют в виде
цвиттер – ионов
(биполярных).
CH2 - COOH CH - COO
Происходит внутренняя нейтрализация.
| |
NH2 H- N: H
|
H
NH2 – CH2 – COOH + NaOH NH2 - COONa + H2O
H2 N – CH2 - COOH + NaOH [NH3 - CH2 COOH] Cl
NH2 - CH2 - COOH + HO
C2 H5
NH2 - CH2 –
COO – C2 H5 + H2O
0 H 0
// | //
NH2 – CH2 – C + H – N – CH2 - C
\ \
OH OH
0 H
|| |
NH2 - CH2 - C – N – CH2 - COOH + H2O дипептид
\ \
OH OH
0 H
|| |
- C – N – пептадная связь
Группа
– NH2 может располагаться у любого углеродного
атома по отношению к карбоксильной группе. Применяют и тривиальную номенклатуру.
(
… и т.д.),
и заместительную.
Тривиальная
- C – C – C – C – COOH
5 4 3 2
1
Заместительная
Номенклатура
CH3 – CH - COOH 2- аминопропановая
кислота ( -
аминопро-
| пионовая кислота).
NH2
CH3 -
CH – CH2 - COOH 3-
аминобутановая кислота ( - аминомас-
| ляная кислота).
NH2
CH3 – CH – CH2 – CH2 – COOH 4-
аминопентановая кислота ( - аминова-
| лериановая
кислота).
NH2
Полипептиды имеют очень
большое значение для биологических процессов живых организмов.
Ученым, например, доказано, что пентидные
системы играют важную роль в работе мозга. В мозгу уже открыты так называемые
пептиды сна, памяти, страха. Эти исследования дадут новые возможности
направленного и разумного воздействия на
мозг, в том числе и для лечения многих психических заболеваний.
1.
Значение
аминокислот
Сообщение ученика (3мин)
V.Закрепление нового материала
1. Строение и свойства
каких веществ изучали на уроке?
2. Какие вещества называются
аминокислотами?
3. Какими свойствами и почему обладают
аминокислоты?
4. Почему присутствие аминокислот в
организме обязательно?
5. Почему возможно соединение аминокислот
друг с другом?
6. Решить задачу.
Определить молекулярную формулу
аминокислоты, массовые доли
углерода,
водорода, кислорода и азота в которой составляют 32; 6,66;
42,67% и 18,67% соответственно.
Напишите структурную формулу этой
аминокислоты и назовите ее.
VI.Д/З. 43
№11.