вернуться

Индивидуально- личностное развитие обучающихся в пространстве духовно-нравственного развития и воспитания.

Модернизация  российского образования предусматривает реализацию дифференцированного подхода к творческому саморазвитию личности обучающегося в процессе обучения химии и биологии. Необходимо дать возможность обучающимся приобщиться к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Использование разных технологий даёт возможность раскрыть индивидуальные особенности ребёнка и найти методы, позволяющие развить интерес к предмету, активизировать деятельность обучающихся. Вовлечение детей в нестандартные ситуации позволяет сконцентрировать их внимание на предмете изучения. Разнообразие методов на уроке снижает утомляемость детей. Уроки-исследования, ролевые игры, лекции, смотры знаний дают возможность закрепить знания, активизировать мыслительную деятельность, формировать навыки самостоятельности, интеллектуальной активности, духовному совершенствованию и творческому саморазвитию. В условиях социально-экономических преобразований в стране школа должна подготовить предприимчивых и деловых людей, которые смогут принимать нестандартные решении, работать в коллективе и учиться корректировать свои действия в изменившихся условиях. Изучение предметов химии и биологии позволяет сформировать у обучающихся грамотного и ответственного отношения к своему здоровью, к природе и стремлению к духовному и физическому совершенству. Считаю, что развитию интереса к изучению этих предметов способствует организация различного рода исследовательской работы. Привлекая ребёнка к исследованию, учитель ведёт его от незнания к знанию  и предлагает эти знания добыть самостоятельно. А  добытые самостоятельно знания прочно усваиваются детьми. При решении определённой задачи обучающийся испытывает недостаток в знаниях и это побуждает его добывать их самостоятельно. Кроме этого ребёнок, работая в паре или группе, чувствует ответственность за выполнение своей части работы. Приобретённый опыт обучающийся будет затем использовать в дальнейшей жизни. Учитель при организации деятельности обучающихся всегда должен учитывать индивидуальные  особенности каждого, так как некоторым из них требуется педагогическая поддержка. Анализируя неудачи ребёнка, учитель старается помочь их преодолеть. Прежде всего – это организация индивидуальных  или групповых консультаций. Помощь может быть оказана не только учителем, но и товарищами по группе. Доброжелательное отношение учителя к обучающему, детей друг к другу, способствует самоопределению личности и её развитию. В своей работе я использую основы и приёмы модульной технологии, развития критического мышления, исследовательской деятельности. Это позволяет организовать работу обучающихся с  различными текстами, учить их анализировать, сравнивать, работать индивидуально и в коллективе. При проведении таких занятий обучающиеся приобретают  умения выступать перед аудиторией, логически мыслить, проводить наблюдения, делать обобщения и выводы. В современном мире возрастает объём информации и поэтому школа должна подготовить детей, которые могут найти новые знания в научно-популярной литературе, интернете и других источниках. Работая над проблемой развития познавательной активности обучающихся, я определила для себя следующие задачи:

1) применять нетрадиционные формы проведения урока

2)вовлекать весь класс в работу

3)каждому обучающемуся найти посильное задание.

Например, в 11 классе при изучении темы «Гидролиз» целесообразным считаю определить форму проведения урока – проект-исследование. Класс делю на три группы, за каждой из которых закреплён компьютер и определённый набор химической посуды и реактивов. Проблемные вопросы темы, план работы, таблицы показываю на интерактивной доске. В ходе работы обучающиеся заполняют таблицы (сильные и слабые электролиты, изменение цвета индикаторов в растворах солей), проводят эксперимент. Затем на доске показываю сайт Интернета и задание каждой группе. Обучающиеся изучают механизм гидролиза определённого типа соли, записывают уравнение реакции в тетради, вывод. При обсуждении этого задания дети на доске записывают уравнения и комментируют. Следующее задание – это работа с текстом учебника. По учебнику О.С. Габриеляна11 касса на странице 153-154 прочитать текст  и подготовить сообщение. Задание каждая группа получает индивидуальное. Таким образом, решая проблемные вопросы обучающиеся используют эксперимент, ресурс Интернета, текст учебника. Работая в группах, более подготовленные дети консультируют остальных, помогая заполнять таблицы, сделать вывод, подготовить рассказ. Обучающиеся учатся выступать публично, отстаивать своё мнение, реализовывать свои идеи. В старших классах задания должны быть более сложными, а значит и творческими. Я предлагаю детям следующие вид работ: составить план к тексту параграфа, опорный конспект, схему или таблицу. Так, в 9 классе при изучении темы «Углерод» предлагаю следующее задание: по учебнику О.С. Габриеляна изучить текст об аллотропных  модификациях углерода и заполнить таблицу, в которой указать:

1) аллотропные модификации

 2)тип  кристаллической решётки

 3)физические свойства

 4)применение.

В качестве дополнительного задания на дом (по желанию) могут нарисовать схему круговорота углерода в природе. Далее, изучая химические свойства углерода, обучающиеся заполняют сравнительную таблицу «Окислительные и восстановительные свойства». Обучающиеся 8-9 классов с большим интересом готовят исследовательские проекты по истории открытия химических элементов, о физических и химических  свойствах, применении Дети готовят фотопроекты, сообщения, презентации. Так, обучающиеся  9 класса подготовили проект по теме: «Век медный, бронзовый, железный». В настоящее время возрастает роль изучения предметов химии и биологии для формирования экологического воспитания. Не только на уроках, но и во внеурочной деятельности обращаем внимание детей на то, что экологические проблемы оказывают отрицательное воздействие на здоровье  человека. Важно не только знать проблему, но и побудить ребёнка к какому-либо действию по её решению. Традиционным стало проведение конкурса на лучший плакат по охране природы, фотовыставки «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной», готовим сообщения для младших школьников, проводим акцию «Покорми птиц зимой». В летний период работы лагеря с дневным пребыванием организуем исследовательские экспедиции по изучению растительного и животного мира урочища «Липовец», по изучению качества воды реки Крупка и выявлению источников её загрязнения. Обучающиеся почистили родник, написали заметку в районную газету о несанкционированной мусорке вблизи водоёма, отправили в сельскую администрацию отчёт по исследованию источников загрязнения водоёма. Организуя творческую работу обучающихся не эпизодически, а постоянно,  в урочное и во внеурочное время мы формируем определённые качества личности:

1)взаимопомощь и сопереживание

2)способность самостоятельно принимать решения

3)толерантность

4)чувство ответственности за порученное дело.

Дети учатся применять свои знания в новых для них условиях, реализовывать свои идеи. Кроме этого обучающимся даётся возможность почувствовать себя гражданином, ответственным за состояние экологической обстановки.

Hosted by uCoz