вернуться

         Мастерство учителя приобретает особое значение в условиях обострившихся социальных проблем. Еще недавно основной проблемой школы была необходимость учить тех, кто не хочет учиться. Теперь приходится учить тех, кто не только не хочет, но и не может. Растет количество детей, имеющих отклонения  от физической и психологической нормы. На сегодняшний день мы имеем страшную перегрузку детей – до 40 часов в неделю. Вводятся новые предметы, спецкурсы, сложные предметы. Никто не считает, сколько может усвоить ученик. Результат – более 80% больных школьников, низкая успеваемость большинства из них, снижение интереса к знаниям, отсев.

         Человечество претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. На первое место должен быть поставлен человек, обладающий большой мерой свободы и ответственности. Обучающиеся в школе дети должны не только овладеть определенной суммой знаний и сформировать определенные навыки по учебным предметам, но и чтобы учебный процесс стал для них средством развития личности. Решать данный вопрос можно используя интегральную образовательную технологию в рамках личностно-ориентированного подхода. Ведущими целями образования призваны стать:

- развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию,

- развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации,

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры,

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности,

- толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

         А так как в основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие прежде всего как индивида, то этот подход соответствует целям образования. С целью усвоения гарантированного базисного ядра школьной программы используются следующие средства:

- овладение программным материалом на различных уровнях:

                   * минимальном

                   * базовым

                   * творческом.

Это позволяет  обучающимся не только усвоить материал, но и реализовать свои склонности, способности.

- использование разнообразных организационных форм уроков,

- использование разнообразных методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся,

- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса,

- оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату, но и по процессу его достижения,

- поощрение стремления анализировать способа работы товарищей, выбирать и осваивать наиболее рациональные.       

         Чтобы эффективнее создавать педагогические ситуации, позволяющие каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создании обстановки для самовыражения его, применяется матрица разнообразия обучающей системы. Эта матрица была построена доктором педагогических наук, заведующим кафедры образовательной технологии АПК и ППРО Гузеевым В.В.

 

 

 

 

формы

Методы

 

ОИ

ПГ

Э

ПБ

М

Лекция

 

 

 

 

 

Рассказ

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

Консультация

 

 

 

 

 

Экскурсия

 

 

 

 

 

Практикум

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

 

 

 

 

 

Семинар

 

 

 

 

 

Конференция

 

 

 

 

 

Круглый стол

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

 

 

 

 

 

Собеседование

 

 

 

 

 

Опрос

 

 

 

 

 

Диктант

 

 

 

 

 

Зачет

 

 

 

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

ОИ – объяснительно-иллюстративный метод

ПГ – программированный метод

Э – эвристический метод

ПБ – проблемный метод

М – модельный

 

         Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка, он должен искать, пробовать и ошибаться. Выбирая форму и метод обучения,  следует помнить, что обучающиеся удерживают в памяти:

                            *80% того, что основано на личном опыте,

                            *90% того, что проговаривают в то время, как делают,

95% того, чему они обучают сами.

         Помня об этом, можно способствовать становлению развитой личности, готовой к любым неожиданностям.

         Для того, чтобы реализовать намеченные цели был выбран учебный комплекс Габриеляна О.С. (Москва, «Дрофа», 2004г.) по курсу неорганической химии (8,9 классы), по курсу органической химии (10 класс) и общей химии (11 класс).

         Ведущая деятельность и мотивация обучаемых, в большинстве своем – детей и подростков, определяют необходимость группового обучения. Подростки, пытаясь занять значимое место в обществе, стремятся выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому активизируем интимно-личностное и стихийно-групповое обучение, реализующееся через группу от 2 до 7 человек. Анализируя индивидуальную и групповую работу видно, что дети, работающие совместно, лучше выполняют задания. Маленькие группы позволяют самореализоваться каждому участнику учебного процесса.

         Приведем пример формирования опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся через овладение ими навыков самостоятельного получения знаний, создание уроков, на которых дети включены в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм самостоятельной работы.

         Урок по химии в 9 классе по теме: «Алюминий и его соединения».

         Метод обучения – проблемный.

         Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

I.                   Мотивация.

Актуализация знаний.

II.                Сейчас мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом – алюминием и образованным им простым веществом.

Маршрутная карта

Дата:________________________        Тема:_______________________

Цели: изучить положение алюминия в периодической системе, строение атома элемента, физические и химические свойства  простого вещества.

Станция1. «Домашний адрес химического элемента»

Стоянка 5 минут.

         Работая в паре, определите положение элемента в ПСХЭ, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетради:

                            Порядковый номер:

                            Период:

                            Группа:

                            Подгруппа:

                            Электронная формула атома:

         Станция2. «Физические свойства алюминия»

Стоянка 5 минут. Работайте в парах.

Запишите в тетради физические свойства вещества:

Свойства алюминия

 

Цвет

 

Запах

 

Металлический блеск

 

Твердость

 

Пластичность

 

Теплопроводность

 

Электропроводность

 

Плотность

 

Температура плавления

 

 

         Станция3. «Химические свойства простого вещества»

Стоянка 10 минут. Работайте в группах по 4 человека.

Проделайте опыты, составьте уравнения химических реакций, сделайте выводы.

Взаимодействие алюминия

с простыми веществами

со сложными веществами

 

 

Вывод:

 

 

         Станция4. «Выбери задание»

Стоянка 4 минуты. Выполните одно задание по выбору.

1 уровень (3)

2 уровень (4)

3 уровень (5)

         Станция5. «Конечная»

? Какая задача стояла в начале урока?

? Удалось ли нам ее решить?

? К какому выводу мы пришли?

         Работая коллективно, дети развивают самостоятельность и коммуникативные умения. Во время таких уроков участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная. Работа в группах позволяет обучающемуся чувствовать себя раскованно. При такой организации повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

         Задания разной степени сложности формируют адекватную самооценку личности, своих возможностей, способностей, достоинств и ограничений. Работая в парах сменного состава, ребенок одну и ту же информацию проговаривает несколько раз, а следовательно, более прочно усваивает ее.

         Проектируя свою деятельность, мы каждый раз четко представляем себе цели каждого действия на уроке, определяя ответную реакцию от детей. Применяя тренинг-минимум для оттренировывания до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов, добиваемся того, что они становятся навыками.

Тема: Углеводороды. 10 класс. Задачи на вывод формул веществ

№ 1.   Выведиде молекулярную формулу углеводорода, содержащего 85,7 %углерода, 14,3% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 28.

№ 2.     Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовые доли углерода водорода в котором соответственно равны 81,82 %, 18,18%, а его плотность (н. у.) равна 1, 96 г/ л.

№ 3.       При полном сгорании 3 г углеводорода получили 4,48л (н. у.) углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность вещества по воздуху равна 1,03. Выведите молекулярную формулу углеводорода.

№ 4.       Для полного сгорания 1л газообразного алкана израсходовали 5л кислорода . Выведите молекулярную формулу алкана.

№ 5         Алкен массой 0,28г способен присоединить 0,8г брома при взаимодействии с бромной водой. Выведите его молекулярную формулу.

№ 6.         При термическом разложении 5,6л (н. у.) неизвестного алкана образовалось 6г технического углерода и водорода. Выведите формулу алкана.

№ 7.         Выведите молекулярную формулу хлоропроизводного углеводорода, массовая доля углерода в котором равна 14,12%, хлора --  83,53%, а остальное – водород. Плотность его паров по воздуху равна 2,93.

№ 8.          При полном сгорании 4,4 г алкана образовалось 6,72л (н. у.) углекислого газа и некоторое количество водяных паров. Выведите молекулярную формулу углеводорода.

№ 9.          Для полного сгорания 1л углеводорода израсходовано 2,5 л кислорода. Объём газообразных продуктов реакции, приведённых к нормальным условиям, составил 2л. Установите молекулярную формулу углеводорода.

№ 10 .      Определите формулу алкина, если известно, что объём его паров в 4 раза меньше объёма паров кислорода, которое потребляется ля его полного сгорания.

Из этих задач необходимо решить семь любых задач по выбору.

Тема : Классы химических соединений. Расчёты по химическим формулам. 8 класс.

Задание № 1.

Выпишите в столбик формулы оксидов, кислот, оснований, солей и назовите их.

1-    й уровень.

Na OH,  Cu 2 О,  Fe2 (SO4)3,  HNO3.

2-    уровень.

Na2 O, Cu SO4, HNO2, SO3, Fe (OH)3, K2SO4, KOH, HNO3.

3-    уровень.

H2SO3, Fe (NO3)3, NH3, Cu OH, SO2, P2O5, Fe(OH)2, Cu Cl2, OF2, H2SO4, H2S, SCl2, Na2CO3, Pb(OH)2,H2O2.

Задание № 2.

1 – й уровень.

Найдите объём (н. у.) для 66 г С О 2.

2 – й уровень.

Найдите объём и число молекул для 132 кг оксида углерода (4).

3 й уровень.

Найдите объём и число молекул, и число атомов каждого элемента для 11 мг углекислого газа.

 

 

 

 

 

 

Позитивная динамика учебных достижений за последние

3 года.

         Обеспечиваю комфортные условия и организую совместную деятельность обучающихся и учителя с целью достижения конкретного результата. Проследить за успехами каждого ребенка можно используя различные виды контроля: входной контроль, текущий, тематический, самоконтроль, итоговый контроль. При изучении сложных тем использую «Лист индивидуальных достижений».

 

8 класс

Теория электролитической диссоциации

Фамилия, Имя

Электролиты

неэлектролиты

Основные положения ТЭД

Диссоциация

Свойства

кислот

оснований

солей

кислот

основа

ний

солей

Ашурков Д.

+

+

 

 

 

 

 

 

Василевский С.

+

 

 

 

 

 

 

 

 

         Инструментом для измерения выбираем либо тестер, либо проверочные работы, собеседования. Определяем уровень достижений обучающегося и в следующий раз он получает задание более высокого уровня, если справился с этим. Вся эта информация об обучающемся учитывается на уроке коррекции.

         Приведем динамику роста обучающихся Павловой И., Иваныкиной О. и Бунцева В. по химии и биологии.

Эти обучающиеся интересовались данными предметами: активно участвовали при проведении уроков – семинаров, часто выступали на уроках с интересными сообщениями. Учитывая заинтересованность детей, мы организовали индивидуальные занятия, на которых выполняли различного рода упражнения, решали задачи.

Успешно закончив школу, они поступили в учебные заведения, где изучение этих предметов является профильными (медицинский университет - фармакологический  факультет, СХА – ветфак, СХА – агроэкология).

 

Подпись: 5

 

Подпись: 4

 

Подпись: 3

 

 

Подпись: 5

 

Подпись: 4

 

Подпись: 3

 

Всегда можно проследить уровень успеваемости и качество знаний  в течение года. Это нужно для того, чтобы сформировать  среди обучающихся класса группы разного уровня для организации дополнительных и индивидуальных занятий.

 Уровень успеваемости по химии в 11 класса.

 

 

 

Предмет

 

 

Класс

Кол-во уч-ся

 

Количество оценок

н/а по болезни

Уровень успеваемости

в %

Качество знаний

в %

 

Средний бал

«5»

«4»

«3»

«2»

нач

год

кон

год

н

г

к

г

н

г

к

г

н

г

к

г

н

г

к

г

н

г

к

г

н

г

к

г

н

г

к

г

н

г

к

г

 

Химия

 

 

11

 

20

 

20

 

5

 

8

 

7

 

7

 

8

 

5

 

-

 

-

 

-

 

-

 

100

 

100

 

60

 

75

 

3,85

 

4,15

 

         Приведем позитивную динамику уровня обученности обучающихся и позитивную динамику «качества знаний» за последние 3 года по химии и биологии.

 

 

Учебный год

 

 

Классы

 

Химия

 

 

Классы

 

Биология

% успеваемости

% качества знаний

% успеваемости

% качества знаний

 

2003 -2004

 

8

9 «а»

9 «б»

10

11

 

 

100

100

100

100

100

 

70

75

72

86

100

 

 

6

7

9 «а»

9 «б»

 

 

100

100

100

100

 

90

75

85

81

 

2004 –

2005

 

8

9

10

11

 

 

100

100

100

100

 

67

63

57

87

 

7

8

10

 

100

100

100

 

 

71

78

86

 

2005 –

2006

 

 

8

9

10

11

 

 

100

100

100

100

 

61

71

64

75

 

8

9

11

 

100

100

100

 

83

88

95

 

Приведем позитивную динамику учебных достижений обучающихся 11 класса за последние 3 года по химии и биологии.

 

 

Каждый обучающийся при таком учете знаний определяет свой уровень. А достигая определенного уровня, ребенок без боязни начинает участвовать в школьных олимпиадах. Ему хочется блеснуть эрудицией и смекалкой. Обучающийся приобретает уверенность в своих силах и может строить планы на перспективу. К тому же это вызывает у детей стойкий интерес к предмету. Ежегодно группа обучающихся сдает экзамен по химии и биологии по выбору.

Приведем результаты экзаменов по химии и биологии за последние пять лет.

 

Учебный

год

Предметы

Класс

Результаты

% качества

знаний

% успеваемости

«5»

«4»

«3»

«2»

 

2001-

2002

 

Химия

Химия

Биология

Химия

 

 

9 «б»

9 «а»

11

11

 

2

4

5

7

 

-

1

1

-

 

-

-

-

-

 

-

-

-

-

 

100

100

100

100

 

100

100

100

100

 

2002-

2003

 

 

Химия

Химия

Биология

Химия

 

 

9 «б»

9 «а»

11

11

 

3

1

6

5

 

 

 

 

1

3

1

-

 

1

1

-

-

 

-

-

-

-

 

80

80

100

100

 

 100

100

100

100

 

2003-

2004

 

 

Химия

Биология

Химия

Биология

Химия

 

 

9 «б»

9 «б»

9 «а»

9 «а»

11

 

-

2

13

13

2

 

-

3

3

3

-

 

1

-

1

1

-

 

-

-

-

-

-

 

-

100

93

93

100

 

 100

100

100

100

100

 

 

2004 –

2005

 

 

 

Химия

Химия

 

 

9

11

 

1

2

 

2

3

 

1

-

 

-

-

 

75

100

 

100

100

 

2005 –

2006

 

 

Биология

Биология

Химия

 

 

 

9

11

11

 

6

4

7

 

3

6

4

 

-

-

1

 

-

-

-

 

100

100

92

 

100

100

100

 

         Выпускники школы выбирают учебные заведения, где эти предметы связаны с профессиональной деятельностью.

         В школе ежегодно проводятся олимпиады по химии и биологии. Это одна из полезных форм работы. Они предоставляют возможность в духе азартного соревнования, задуматься, при решении трудных и интересных, а порой познавательных задач, которые, подбрасывает нам химия и биология. Победители школьного тура могут потягаться силами со своими сверстниками на районных олимпиадах.

Мои ученики ежегодно занимают призовые места в школьных и районных олимпиадах по химии и биологии.

Приведем результаты школьных олимпиад по химии и биологии.

 

 

Учебный год

 

Химия

 

 

Биология

Ф.И. победителя

Класс

Место

Ф.И. победителя

Класс

Место

 

2003 –

2004

 

 

Афанасьева Т.

Павлова И.

Петрушина Ю.

Фролова А.

Соболев Е.

Ашурков А.

 

 

9 «а»

9 «б»

10

10

11

11

 

 

I

II

I

II

II

III

 

Ивашкина Е.

Неботова О.

Василевский С.

 

9 «б»

9 «а»

9 «а»

 

III

II

I

 

2004 –

2005

 

Горбатова Т.

Иваныкина О.

Василевский С.

Афанасьева Т.

Петрушина Ю.

Скрипкин Е.

Коновалов А.

 

 

9

10

10

10

11

11

11

 

 

I

II

III

I

I

II

III

 

Ивашкина О.

Тоичкина М.

Родионова Т.

Фролова О.

 

9

9

10

10

 

I

II

II

I

 

2005 –

2006

 

Никулина Е.

Сазонова А.

Фролова Е.

Горбатова Т.

Иваныкина О.

Афанасьева Т.

Родионова Е.

Василевский С.

 

 

9

9

10

10

11

11

11

11

 

II

III

I

II

II

I

III

III

 

Рябыкина М.

Федоров Д.

Коновалова А.

Шилова Е

Фролова Е.

Иваныкина О.

Родионова Е.

Павлова И.

 

9

9

9

10

10

11

11

11

 

II

I

III

II

I

I

II

III

 

Кропотливая работа по химии и биологии расширяет кругозор обучающихся, повышает общий культурный уровень, вызывает стойкий интерес к предмету.

         В 2005-2006 учебном году 20 выпускников обучались в классе, где я работала классным руководителем и преподавала химию и биологию. Из них два школьника получили серебряные медали, 12 обучающихся поступили в высшие учебные заведения страны, причем один -  в медицинский университет, а 3в СХА.   

Результаты нашей совместной деятельности налицо.

 

 

 

 

Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.

 

         Устойчивый интерес к предмету, определенный уровень знаний позволяет школьникам принимать участие и в районных олимпиадах. II и III местами мы вместе с детьми гордимся, так как не всегда есть первые места.

Приведем результаты районных олимпиад за последние пять лет.

 

 

 

 

Год

 

 

Предмет

 

Место

 

Класс

 

Ученик

 

2001-

2002

 

 

 

 

 

Химия

Химия

Биология

Биология

Биология

 

 

II

II

I

II

II

 

 

9 «б»

10

10

10

11

 

 

Соболев Е.

Иваныкина Т.

Сахарова О.

Захарова А.

Федорова Ю.

 

 

 

2002-

2003

 

 

 

Химия

 

 

 

 

II

 

 

 

 

11

 

 

 

 

Иваныкина Т.

 

 

 

2003-

2004

 

 

Химия

 

 

 

III

 

 

 

9 «а»

 

 

 

Афанасьева Т.

 

 

 

2004-

2005

 

 

 

Химия

Химия

Биология

 

 

 

 

II

III

III

 

10

11

10

 

Афанасьева Т.

Скрипкин Е.

Афанасьева Т.

 

 

2005 –

        2006

 

Химия

 

Основы православной культуры

 

III

 

I

II

 

 

 

11

 

8

8

 

Афанасьева Т.

 

Минаева Р.

Тарасова И.

 

 

         Обучающиеся охотно включаются в любую внеклассную работу по предмету. Проводим открытые занятия химического кружка с демонстрацией занимательных опытов.

Подпись:

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 


         С большим интересом члены кружка и другие дети готовят материал для проведения «Недели химии». Находят интересные вопросы для викторины, составляют кроссворды, готовят рефераты, связанные с экологией и другими проблемами. Принимаем ежегодно участие в районном конкурсе школьных газет. Газета «Экология и мы» заняла в прошлом году призовое место.

         Дети не боятся выразить себя – пишут интересные заметки в местную газету о загрязнении водоема, о мусорках, которую устраивают жители в неположенных местах. Познание начинается с удивления, поэтому постепенно мы превратили химический кабинет в творческую лабораторию, которая соответствует современным требованиям (приложение №13). Причем, спонсоры были найдены среди бывших выпускников школы.

Подпись:

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.

 

         Моя деятельность как классного руководителя уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем на таких ценностях как любовь, доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы; психологический комфорт, самоорганизация детского коллектива, свобода творчества. Работа ведется в соответствии с программой воспитания, имеющей основную цель: социализация обучающихся, привлечение молодежи к работе по возрождению духовно-нравственных ценностей. Это направление мне видится наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни. Мы определили основные задачи:

- вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями отечества;

- подвести к пониманию того, что храмы строились в память о великих исторических событиях;

- изучить историю основания города Дмитриева.

Подпись:

 

         Совершали пешеходные, автобусные и железнодорожные экскурсии. Тема экскурсий «Храмы – архитектурный памятник православия» (приложение №12). Все, что увидели, что нас поразило – все это мы с детьми отражали в школьных газетах, местной газете «Дмитриевский вестник». Такая работа способствует формированию чувства любви, гордости за свою Родину. С большим интересом дети совершали пешеходные экскурсии по родному краю, изучая растительный и животный мир, историю создания своего села и города Дмитриева.

Подпись:

 

        

 

 

 

 

 

 

 

В школе стало хорошей традицией устраивать персональные творческие выставки обучающихся и творческие концерты. На протяжении ряда последних лет моим обучающимся Захаровой А. и Фроловой О. организовывали выставки по изобразительному искусству, а Афанасьева Т. и ПузановаТ. выставляли работы по вязанию; Фролову Р. организовывали персональный концерт.

В школе организовано ученическое самоуправление: возглавляет эту работу ученический комитет. В классе проводилась и проводится соответствующая работа. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократичным, открытым, гуманистическим.

 В школе ежегодно проводится вечер встречи с выпускниками где старшеклассники с удовольствием встречаются со старыми знакомыми, может быть в чем-то завидуют им, учатся любви друг другу и почтительному отношению к своим учителям (приложение №14) и может быть именно в этот момент у них и появляется желание превзойти своих предшественников и с гордостью заявить о себе своим учителям и родителям. Мои выпускники с удовольствием приходят в школу.

         С целью изучения уровня сформированности качеств личности выпускника в декабре 2005 года администрацией школы и мною, классным руководителем выпускного класса был проведен мониторинг, в котором приняли участие 20 обучающихся 11-го класса. Школьникам была представлена возможность высказать свое собственное мнение в случае несогласия с предложенными вариантами ответов.

За основу была взята минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости выпускников, разработанная заведующей кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета профессором М.И.Шиловой.

Школьники оценивались по признакам и уровням формирующихся качеств (от высокого уровня до недопустимого).

Учащимся предлагалось оценить себя по следующим направлениям:

-         творчество личности;

-         духовность личности;

-         свобода личности;

-         гуманность личности;

-         практичность личности;

С помощью теста «Творческий потенциал», как следует из названия можно оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. Были предложены пять направлений по 18 вопросов в каждом и инструкция выбрать из предложенных вариантов оценки данной ситуации один. Подсчитать очки – баллы.

  Диагностика показала, что наиболее сформированы у старшеклассников чувство практичности (57% опрошенных отнесли себя к людям практичным с высоким уровнем развития. Свободными себя считают 54% опрошенных. Духовность личности в современном мире приобрело особую значимость, ведь в школе ведется факультатив ОПК и большая работа в духовно-нравственном направлении.  Из 20 обучающихся духовно нравственными личностями считают себя 52%.

 Качества

Кол-во

анкет.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Недопустимый

уровень

Свобода личности

Гуманность личности

Духовность личности

Творчество личности

Практичность личности

20

20

20

20

20

54%

56%

52%

56%

 

57%

42%

33%

41%

31%

 

34,8%

4%

11%

7%

13%

 

8,2%

-

-

-

-

 

-

 

Оценка результатов воспитания через качество личности определяется признанием того, что творческое развитие  карьеры человека невозможно без соответствующих личных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование качеств личности выпускника.

Большая работа ведется и в других направлениях. Пытаясь отвлечь детей от негативного влияния среды, вовлекаем их в работу спортивных секций, клуба «Хозяюшка», танцевального кружка, которым сама руковожу. Дети охотно изучают историю танца, костюма, правила поведения на дискотеках. Мои воспитанники всегда являются членами школьной спортивной команды, участниками художественной самодеятельности. Спортивная команда и коллектив художественной самодеятельности ежегодно занимают призовые места в районных соревнованиях и смотрах. В классе сформировался дружный коллектив. Ребята любят свой класс, доброжелательно относятся друг к другу, с желанием идут в школу. В классе царит атмосфера товарищества и взаимопомощи. В решении классных проблем родители – главные помощники, они прекрасно знают каждого ребенка в классе, их успехи в учебе, поведении. Ежегодно проводятся общественные смотры знаний. Родители присутствуют на уроках, беседуют с учителями. Затем посещают выставку поделок, которую организуют руководители кружков, и, конечно, концерт художественной самодеятельности. Каждый ребенок стремится проявить себя с лучшей стороны, с большим желанием участвует в проведении Дня матери. Но не всегда все бывает благополучно. Поэтому помимо родительских собраний, использую индивидуальные беседы, посещения на дому, круглые столы. Родители совершают совместно с детьми туристические походы, занимаются благоустройством класса. Участвуют дети в «Клубе Милосердия», который действует в школе. Оказывали помощь в организации экскурсий в Курский драматический театр, в Москву. Ведется профилактика правонарушений и работа по борьбе с курением и наркоманией. Были организованы встречи родителей    с работниками милиции, врачом-наркологом и дерматовенерологом.

Мы тесно сотрудничаем с милицией. Ежегодно в школе проводятся «Недели дисциплины и правопорядка», в рамках которой читают лекции и проводят беседы: начальник ГИБДД Медведев А.В., начальник РОВД Зюрин А.Н,, начальник муниципальной милиции Маркин Н.В., инспектор детской комнаты милиции Трубилина О.В., участковый Котов Д.А. Проводятся экскурсии учащихся школы в милицию, суд, прокуратуру.

 Благодаря всем этим мерам ни один ребенок из класса не стоял на учёте в детской комнате милиции. (Приложение №3) Все это влияет на благоприятный климат в коллективе.

 В марте 2004 года администрацией школы была предложена комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей (разработана А.А.Андреевым, доцентом, кандидатом психологических наук). Цель тестирования: получение информации об оценке родителями роли Крупецкой средней общеобразовательной школы в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Родителям предлагалось заполнить бланк анкеты, где просят указать, в какой степени Крупецкая средняя общеобразовательная школа, которую посещают их дети, воспитывает у них перечисленные ниже качества. При оценке родители пользовались следующей шкалой:

5 – в полной мере;

4 – в значительной степени;

3 – на достаточном уровне;

2 – в незначительной степени;

1 – практически нет.

Родителям предлагалось обвести кружком наиболее близкий с точки их зрения ответ. Предлагалось 15 вопросов, связанных с воспитанием у детей жизненной компетентности, которые прививают педагоги школы:

1.     аккуратность;

2.     дисциплинированность;

3.     ответственность;

4.     воля;

5.     хорошие манеры поведения;

6.     жизнерадостность;

7.     образованность;

8.     ум;

9.     высокие жизненные запросы;

10.      самостоятельность;

11.      честность в отношении с людьми;

12.      доброта в отношении с людьми;

13.      чуткость в отношении с людьми;

14.     справедливость в отношении с людьми;

15.      терпимость к взглядам и мнениям других.

При обработке результатов названные в анкете качества разделили на 3 группы:

а) качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств;

б) качества 6-10 – блок жизненной компетентности;

в) качества 11-15 – блок морально-психологических качеств.

Подсчитали средний показатель оценок  родителей по каждому блоку, а так же общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели соотнесли с использованной при анкетировании шкалой. Средний показатель оказался 3,8 балла, что выше 3 баллов; в 9-а классе, где я работала классным руководителем, показатель - 4,07.

Вывод: оценка родителями роли образовательного учреждения  в развитии перечисленных качеств личности у ребенка – хорошо (достаточно).

В декабре 2005 года мною был проведен мониторинг отношения родителей к  школе в 11 классе.

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

На родительском собрании родителям предложила внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю было необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Использовала методику изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, разработанную Е.Н. Степановым, профессором, доктором педагогических наук. В опросе участвовали 18 родителей. На один вопрос – 5 ответов, которые нужно было выбрать из предложенных ниже:

4 – совершенно согласен;

3 – скорее согласен;

2 – трудно сказать;

1 – скорее не согласен;

0 – совершенно не согласен.

 Обработка результатов теста показала, что удовлетворенность родителя работой школы (У) составила 4,2 балла, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности родителей работой  школы.

Таким образом, могу с уверенностью заявить (и не только на основании различных анкет) о том, что наши родители и выпускники с должным уважением  и почтением относятся к школе и учителям, в ней работающим.

 

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

 

         Большое место в своей педагогической практике занимают методы и формы организации, которые предоставляют обучающимся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска как в индивидуальной так и в совместной деятельности. Один из них – это модельный метод. Реализую этот метод проведения деловых игр. Деловые игры подводят учащихся к выводу о взаимосвязях изучаемых предметов и явлений, развивают интерес и познавательную активность, воспитывают чувство долга, учат самостоятельно мыслить, работать с дополнительной литературой, знакомят учащихся с организаторской работой, с рабочими профессиями на данном химическом предприятии.

         Урок – деловая игра в 9 классе по теме: «Силикатная промышленность». Обычно для этого отводится 2 часа. На подготовку отвожу 2 недели. Класс делю на группы и даю карточку-задание. В этой карточке так же указывается и литература. Литературу подбираю в школьной библиотеке и библиотеке химического кабинета. По мере накопления вопросов у детей, индивидуально провожу консультации. Основная часть проводится в виде конференции. В данном случае учитель – это организатор учебного процесса, который учит детей добывать информацию, систематизировать и анализировать ее, делать выводы.    

         Группы:     Директор предприятия

                                   Главный инженер

                                   Технологи

                                   Историки            (их число определяю исходя их численности класса)

                                   Художники                

                                    Отдел (группа) рекламы

                                   Группа экологов

                                 

         Оппоненты – эта группа должна подготовить вопросы для организации дискуссии.

1.     Заводы, которые используют цемент, песок, известь являются источниками загрязнения атмосферы. Очагами пыления являются транспортно-загрузочные устройства, шаровые мельницы. В окрестностях такого завода концентрация пыли в воздухе составляет 20 мг/м3. Это становится причиной многих заболеваний: появляются боли, одышка, кашель.

2.     Известно, что битая стеклотара может вызвать ранение животных, человека, может фокусировать солнечные лучи и вызывать пожары. Так может, стоит стеклянную посуду заменить пластиковой?

Урок заканчивается анализом работы каждой группы, подведением итогов, выставлением оценок.

Коллективный способ обучения (КСО) использую в разных формах: парной, групповой, коллективной. Каждый ученик попеременно выступает то в роли учителя, то в роли ученика. Сначала одни обучающиеся отрабатывают карточки с четными номерами, а затем меняются на карточки с нечетными номерами. Обязательно оцениваю работу детей.

Экран учета

 

Фамилия,

Имя

К – 1

К - 2

К - 3

К - 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример групповой работы на уроке химии в 8 классе при изучении темы «Степени окисления».

Цель работы: научить определять по изменению степени окисления окислитель и восстановитель.

1а. Определить степени окисления элементов в соединениях и указать окислитель и восстановитель.

H2S, HNO2, H2SO4, NH3   

2а. По изменению степени окисления элемента определите в схемах, какие процессы произошли (окисление или восстановление), над стрелкой укажите число электронов.

S+4   ________________________    S+6

N-3  ________________________   N0

 

         Задание: проверьте друг у друга ответы и оцените работу.

         Нередко, с целью обучения и контроля за усвоением определенного материала, предлагаются детям игры «Крестики-нолики», «Химическое лото» и т.д.

«Химическое лото»

         Обучающиеся получают от ассистентов: карточки-задания, набор карточек с цифрами от 1 до 14, химическое поле (таблица с изображением химических элементов).

Карточка-задание

         Укажите химический элемент:

1.     Порядковый номер элемента равен 13

2.     Заряд ядра атома +20

3.     Относительная атомная масса 52

4.     Общее число электронов в атоме 15

5.     В ядре атома 21 протон

6.     Элемент 2 периода 5 группы

7.     Элемент 3 периода 6 группы

8.     S-элемент 4 периода

9.     Элемент 4 периода 5 группы побочной подгруппы

10.                       Элемент 2 группы, в его атоме 2 энергетических уровня

11.                       Элемент 2 периода, в его атоме 7 валентных электронов

12.                       Сумма всех протонов и нейтронов 24

13.                       Сумма масс протонов и нейтронов 48

14.                       Из оставшихся элементов главных подгрупп выберите самый активный металл

Вариант химического поля

Be

B

C

Mg

Al

Si

Ca

Sc

Ti

 

         Чтобы иметь четкое представление о степени усвоения материала, проводится контроль. Чаще это тестовые задания.  

Пример тестовой работы: «Спирты и фенолы.»   10 класс.

Вариант 1.

Часть А.

1.     Общая формула предельных одноатомных спиртов:

А. Сп Н 2п + 1 ОН         В. Сп Н 2п – 1 ОН

Б. Сп Н 2п – 2 ( ОН )2     Г. С п Н 2п О2

2. Название вещества, формула которого

                                     

СН3 -     СН2  -    СН -   СН3

                            ОН

А. Бутаналь.   В. Бутанол – 3.

Б. Бутанол – 2.   Г. 3 – Метилпропанол – 1.

3 . Вид изомерии, характерный для предельных одноатомных спиртов:

А. Зеркальная.     В. Пространственная.

Б. Положения кратной связи.     Г. Межклассовая.

4. Смещению химического равновесия в системе:

 СН3  СН2  ОН  + НВr  =  СН3  СН2   Вr  +Н 2 О

В сторону продуктов реакции способствует добавление :

А. Воды.     Б. Бромоводорода.  В.  Щёлочи.

5. Формула вещества с наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:

А. С Н3 ОН.  Б. С2 Н5 ОН.  В. С3Н7 ОН.   Г. С6 Н5 ОН.

6. В цепочке превращений

С2 Н6 --  Х --   С2 Н5 ОН

Веществом Х является:

А. Хлорэтан.  Б. 1,1- Дихлорэтан.  В. 2, 2 – Дихлорэтан. Г. Этаналь.

7. Метанол взаимодействует с веществом , формула которого:

А. Zn     Б. Н Вr    В.  К ОН      Г.  Вr2

8. Фенол не вступает в реакцию с веществом, формула которого:

А. Na.             Б. С 3 Н 8.  В. Na OH.     Г.    Br 2.

9. Пищевой этиловый спирт получают:

А. Брожением глюкозы.   Б. Гидратацией этилена.

В. Гидролизом бромэтана. Г. Гидролизом целлюлозы.

10. Составьте структурные формулы  одного изомера и одного гомолога для 2 – метилпропанола -2. Назовите все вещества.

 

Результаты тестирования показали, что все обучающиеся справились с заданием. Из писавших  на «3» написали  5 человек, на «4» написали 9 человек, на «5» написали 6 человек. Таким образом, качество знаний составило – 75 %. На основе диагностики заранее дифференцированно планируем работу с обучающимися как коллективную, так индивидуальную, учитывая характер затруднений детей, обоснованно отбираем материал по отдельным темам и по всему курсу предметного обучения. Систему контроля организуем исходя из того, что должен знать и уметь обучающийся. (Приложение №6)

Основной принцип подбора тестовых заданий – это разумная минимальность, определяемая программными требованиями. Задания для итогового контроля обычно двух и трехуровневые. (Приложения №6.1)

Таким образом, предлагаемые задания с одной стороны посильные для обучающихся, а с другой – в определенной мере трудные, вызывающие у них познавательный интерес, желание самостоятельно найти решение. Для диагностики и контроля знаний организуем такую работу на всех этапах урока. Для  планирования индивидуальной и дифференцированной работы, используем диагностические таблицы, а при работе с компьютерными программами – дневник учета. Такой самоконтроль обучающегося способствует выработке адекватной самооценки.

 

 

ТЕМА:ПРОСТЫЕ  ВЕЩЕСТВА

 

Схема строения атомов

 

Тип химической связи

 

Аллотропные модификации

 

Физические величины и единицы измерения

 

Решение задач

Метал-лов

Неметал-лов

 

 

И

 

КнП

 

КП

 

М

 

О

 

Р

 

С

 

п

 

М

 

V

 

Vm

 

т

 

п

 

V

 

N

1

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

2

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построенный таким образом личностно-ориентированный контроль, помогает выявить ошибки и организовать работу по их устранению.

В последнее время можно часто слышать вопросы: «А нужен ли вообще компьютер на уроках химии? Не вытеснят ли компьютерные имитации реальный эксперимент из учебного процесса? В каких случаях оправдано использование компьютерных программ на уроках химии?».

Считаю, что использование компьютера на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий. Следует отметить, что под компьютерными моделями понимаю компьютерные программы, которые позволяют имитировать химические явления, эксперименты.

Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать химические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. 

Работа учащихся с компьютерными программами чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования, решать определенного рода задачи. Интерактивность открывает перед обучающимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.

Процесс компьютерного моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут познакомиться с рядом химических явлений, изучить их на качественном уровне.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую химическую лабораторию. Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов - выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к химии.

В школе имеется достаточное количество видеофильмов и DVD дисков по биологии, а также значительное количество компьютерных программ по биологии.

В кабинете химии собрана и активно эксплуатируется медиатека по предмету: 27 различных видеофильма, большой пакет кодограмм для графопроектора и 19 компьютерных программ по химии. Выделю сетевые версии «Химия 8 класс» и «Химия 9 класс» (Просвещение), 1С «Химия», «Уроки химии 8-9 класс» и «Уроки химии 10-11 класс»(Виртуальная школа Кирилла и Мефодия), различные программы подготовки ЕГЭ по химии (различных лет выпуска и различных версий), разноуровневые репетиторы по химии и др. Особой популярностью у обучающихся пользуются «Виртуальная химическая лаборатория 8 класс» и «Виртуальная химическая лаборатория 9 класс» (Новый диск), которые содержат лаборатории по предмету, конструкторы молекул, задачи различных типов и тесты. (Приложение №13)

Опыт использования компьютерных моделей показывает, что после 15-20 минут работы с моделью большинство школьников могут ответить на поставленные вопросы по данному явлению. К тому же, такая самостоятельная исследовательская деятельность настолько для них интересна и увлекательна, что вопросы обеспечения дисциплины и внимания вообще не возникают.

Следует отметить, что при индивидуальной работе обучающиеся с большим интересом «возятся» с предложенными моделями, пробуют их регулировки, проводят эксперименты, но, чтобы интерес к работе не падал, необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели, т.е. перед уроком надо  раздать обучающимся индивидуальные задания в распечатанном виде.

Отмечу, что задания проблемного, исследовательского и поискового характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении химии и являются дополнительным мотивирующим фактором. Можно сказать, что в таких случаях использование компьютерных моделей наиболее оправдано. В тоже время ознакомительные задания, простые компьютерные эксперименты, экспериментальные и качественные задачи больше подойдут для слабых учащихся. В то время как расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой подходят и для слабых и для одаренных учащихся. В этом случае всё зависит от сложности предлагаемых задач. А вот неоднозначные задачи, задачи с недостающими данными, творческие, исследовательские и проблемные задания больше подходят для сильных учащихся. Иногда, в режиме цейтнота, бывает разумно предложить ребятам ряд заданий различной сложности и предложить им самостоятельно выбирать задания по силам. Наиболее способным учащимся можно предлагать исследовательские задания, то есть задания, в ходе выполнения которых им будет необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, позволяющих подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым сильным ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности.

Считаю, что нельзя синхронизовать работу детей, постоянно прерывая их и сообщая, какие действия им следует предпринимать далее. Вряд ли можно назвать такую форму проведения урока эффективной, так как одним из основных преимуществ использования компьютера в обучении является дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Пусть каждый ученик выполняет своё персональное задание, и в своём ритме. При этом не так уж страшно, что одни ученики сделают больше, а другие меньше, важно лишь, чтобы каждый учащийся работал в полную силу и получал от этого удовлетворение.

При разработке плана своего урока учитываю, что длительность работы обучающихся за компьютерами не должна превышать 30 минут. Стараемся обсудить каждой группой основные трудности и обменяться мнениями о полученных результатах. Компьютерные уроки без указанной концовки, как показывает опыт, менее эффективны.

Такая кропотливая работа позволяет детям при итоговом контроле успешно справиться с заданиями. Приведу пример тестовой работы по химии в 9 классе по теме: «Органические вещества». Из 20 обучающихя на «5» справились 7 детей, на «4» - 7 детей, на «3» - 6 детей.

 

Тестовая работа. 9 класс. Органические вещества.

Вариант 1.

Часть А.

1.     Органическим веществом является:

А. Вода.                      В. Глюкоза.

Б. Гидроксид натрия.  Г. Серная кислота.

2. Общая формула предельных углеводородов.

А.Сп Н2п.   Б. Сп Н 2п-2.    В. Сп Н 2п+2. Г. Сп Н 2п+1

3. Формула ацетиленового углеводорода, содержащего 5 атомов углерода:

А. С5 Н 8. Б. С 5Н 10.  В. С 5 Н 12.  Г. С 5 Н 14.

4. Гомологом метана является вещество, формула которого:

А. С3 Н 8.  Б. С 3 Н 6.  В.  С 3 Н 4.  Г. С Н 3 С О ОН

5. Формула альдегида:

А. С Н 3 С О Н.    Б. С Н 3 СООН. В. С Н 3 С Н 2ОН. Г. Н С ОО С Н 3.

6. Объём углекислого газа, образовавшегося при сгорании 2 л пропана:

А. 2л.    Б. 4л.     В. 6л.   Г.  8л.

7. Ацетилен не взаимодействует с веществом, формула которого:

А, С 3 Н 8.   Б. Br 2.    В.  Н 2 О.  Г. Н 2.

8. Для ацетилена характерной является реакция:

А. Дегидратации.   Б. Дегидрирования.

В. Гидратации.      Г. Диссоциации.

9. Свойство, не характерное для глюкозы:

А. Проводит электрический ток в растворе.

Б. Сладкая на вкус.

В. Хорошо растворима в воде.

Г. Является твёрдым веществом.

9. Установите соответствие. Класс соединения:

1. Одноатомные спирты. 2. Карбоновые кислоты.

3. Альдегиды.   4. Предельные углеводороды.

Формула: А. СН3 СООН.  Б. С2Н5 ОН.  Г. С6 Н12 О6.

                  В. НСОН,   Д. С5 Н12

10.Для метана характерна реакция:

А. Дегидратации.      Б. Замещения.      В. Присоединения.

Г. Этерификации.

Часть Б.

1. Запишите уравнения, с помощью которых можно осуществить превращения:   СаС2 --  С2Н2 --  СН3 СОН --  С2Н5 ОН.

2. Укажите тип реакции превращения 3 из задания 1.

3. Допишите фразу: « Одноатомные спирты -  это … .»

         Личностно-ориентированное образование – это образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогического общения, создающий произведения индивидуального и коллективного творчества. Заботясь о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка, проводим уроки, используя метод проектов, конференции семинары и другие формы. При изучении химии в 9 классе особое внимание уделяю на изучение темы: «Теория электролитической диссоциации. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД». Заключительные уроки – это защита проекта (темы). Над проектом обучающиеся работали индивидуально и группами. На заключительном уроке работа также организована и группами и индивидуально. Дети знают, что от активности каждого члена группы зависит успех защиты. (Приложение №10)

         Развитие познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного образования  реализовываем в разных формах внеклассной работы. Ученические научно-практические конференции – одна из самых массовых форм внеклассной работы. Она способствует расширению и углублению знаний учащихся, подводит итоги их самостоятельной, познавательной деятельности. При подготовке и проведении конференций учащиеся приобретают умения работать с книгой, пользоваться услугами современных информационных технологий (Интернет, школьной медиотекой), учатся отбирать необходимые сведения, анализировать их, обобщать результаты наблюдений и опытов, приобретают элементы лекторской и организаторской работы. Темы таких конференций должны быть актуальны и интересны. Например, «Химия и охрана природы», «Экология питания».

         Проектное обучение - это еще одна форма внеклассной работы. При работе над проектами еще шире используются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры, ресурсы Сети и обслуживающие их программы. Обычно тему проекта выбирают сами учащиеся. Так, например, учащиеся 9 класса с большим интересом работали над проектом «Парниковый эффект». (Приложение №11)

Такая форма работы помогает общаться с детьми, выявить проблемы, которые их интересуют, способствует тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения, научились обоснованно выражать свои суждения, аргументировать свой ответ.

 

 

 

Обобщение распространение собственного педагогического опыта.

 

         В течение последних девяти лет возглавляю районное методическое объединение учителей химии и биологии и оказываю большую помощь в совершенствовании профессионального мастерства коллег и становления молодых учителей. Провожу ежегодно открытые уроки по предмету, организую индивидуальную работу с учителями-совместителями, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях методического объединения. Направляю занятия семинаров на то, чтобы совершенствовать творчество учителей химии и биологии района, помочь им осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действий. Наряду с традиционными методиками помогаю коллегам овладеть личностно-ориентированным обучением ребят, причем с учетом психологических особенностей усвоения содержания учебного материала и воздействием его на эмоциональную среду личности школьников. В связи с новыми подходами в химическом образовании на заседаниях МО рассматривались детально такие темы, как «Актуальные вопросы преподавания химии в школе», «Подготовка выпускников основной и средней школы к сдаче ЕГЭ», «Технология организации адаптационно-развивающего общения в обучении химии и биологии» и другие с привлечением учителей, прошедших курсы по данным вопросам при ИПК и ПРО. Участники семинаров знакомятся с организационными, методическими и методологическими проблемами новых учебных программ, обсуждают новые учебники и программы, предварительно изученные руководителем МО и творчески работающими учителями. Последние два года работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход к обучению химии и биологии».

         Высокую оценку коллег получили уроки в 11 классе по теме «Аминокислоты» (приложение №9), в 8 классе «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (приложение №8), в 10 классе «Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул» (приложение №7). Видеозаписи этих уроков демонстрировались учителям при проведении курсов при ИПК и ПРО в 2005 году.(Приложение №15)

На заседаниях МО пропагандируем не только учебной деятельности, но и внеклассной работы. Опыт работы был обобщен на районном и областном уровне.

Принимала участие в презентации передового педагогического опыта, проводимого районным методическим кабинетом в 2004 году.

В региональном научно-педагогическом журнале «Педагогический поиск»  опубликована моя статья «Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения». (Приложение №4)

На протяжении многих лет возглавляю творческую группу по подготовке материалов для проведения контрольных срезов и тестовых заданий в общеобразовательных учреждениях. Возглавляю жюри районных олимпиад.

 

Повышение квалификации и профессиональная

переподготовка.

С целью повышения квалификации каждые 5 лет я посещаю квалификационные курсы при Курском ИПК и ПРО, а также посещаю тематические курсы руководителей МО (приложение №1). Новые знания и опыт коллег дает возможность для творческой работы, для поиска новых форм и приемов работы. Применяю инновационные технологии, внедряю авторские разработки.

Опыт моей работы обобщался на муниципальном уровне по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии» в 2004 году.

Регулярно даю открытые уроки на муниципальном уровне. В связи с переходом на новые учебники по химии составила разработку уроков по теме «Угеводороды» с прогнозируемыми результатами, проверочными и контрольными работами разных уровней сложности под руководством научного руководителя канд.пед.наук Аксеновой Н.Ф.

В 2006 году прошла краткосрочное обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовке работников образования по проблеме «Системные основания образовательной технологии» (приложение №2).

Анализируя свою работу, результаты достижений своих учеников, отзывы коллег, я решила, что продолжу работу по теме: «Личностно - ориентированный подход к обучению химии и биологии». Буду совершенствовать эту работу, чтобы развивать у обучающихся способность самостоятельно мыслить, научиться принимать решения и обрести уверенность в своих силах.

 

 

Аналитическая справка

 

утверждена на заседании педагогического совета муниципального общеобразовательного учреждения «Крупецкая средняя общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области.

 

 

 

Hosted by uCoz